6 июля в 12.00 в Павловске (поселок Динамо, поляна усадьбы графини Ю.П. Самойловой) начнется фестиваль «Графские развалины». Фестиваль ставит цель привлечь внимание общественности и творческой молодежи к заброшенному старинному памятнику архитектуры и возродить традиции русской графини Ю.П. Самойловой.
Фестиваль успешно прошел в 2001 году, получил благоприятные отзывы в прессе, в нем приняло участие более 40 молодежных творческих коллективов. Организатор проекта – подростково-молодежный клуб «Павловчанин» Центра культуры, кино и досуга «Павловск».
Программа фестиваля «Графские развалины» предполагает 12-часовое концертное выступление артистов и коллективов любительского и профессионального уровня самых разных направлений: танцевального, вокального драматического, инструментального фольклорного, юмористического. Привлекут внимание зрителей выступления бардов и рок-музыкантов
На самой окраине Павловска (то есть фактически на границе Петербурга и Ленинградской области), у автобусной остановки «Фабрика «Динамо» стоит... Дальше можно было бы сказать дворец, если бы не то плачевное состояние, в котором находится здание. Но сказать «развалины» – тоже язык не поворачивается, настолько дворец красив даже сейчас. Поэтому вспомним только историческое название этой местности: Графская Славянка, усадьба графини Юлии Самойловой.
Юлия с детства отличалась красотой, страстным, пылким характером и своеволием. Она была фрейлиной, потом ее выдали замуж за флигель-адъютанта графа Самойлова. Но брак не удался, супруги разъехались, и Юлия удалилась в доставшееся ей от бабушки имение Графская Славянка близ Павловска. Здесь в 1831 году молодой архитектор Александр Брюллов перестроил для нее старый дом Скавронских. Это была его первая работа после возвращения из-за границы. Наверное, Юлия Самойлова обратилась именно к нему, потому что была хорошо знакома с его братом, замечательным художником Карлом Брюлловым. Бурный роман графини и художника (а люди они были темпераментные, далекие от условностей и своих отношений не скрывали) скандализировал тогдашнее общество, вызвал неудовольствие самого императора Николая I.
Впрочем у Николая Павловича были и другие поводы для недовольства строптивой графиней: в дни, когда в Графской Славянке давались приемы, соседние Павловск и Царское Село пустели. Императрица Александра Федоровна жаловалась, что не с кем танцевать, – цвет петербургских кавалеров предпочитал балы графини Самойловой.
Николай I наконец решил купить Славянку. Говорят, что Юлия Самойлова, продавая имение, дерзко заявила императору, что, дескать, ездили не в Славянку, а к ней, графине Самойловой, и где будет она, туда и поедут. Согласно легенде, Юлия, сопровождаемая поклонниками, приехала на Стрелку безлюдного тогда Елагина острова и заявила, что сюда-то и будут приезжать к графине Самойловой. Действительно, после этого среди петербургского общества стало модным ездить на Стрелку любоваться закатом.
Юлия уехала в Италию, поклявшись, что ноги ее больше не будет в России. В ее доме под Миланом собирались известнейшие музыканты, художники и писатели. Графскую Славянку новые владельцы переименовали в Царскую, а после революции всю эту местность стали называть Красной Славянкой.
Дворец, перестроенный Александром Брюлловым, стоит на высоком берегу реки. Может быть, его еще можно спасти, но, судя по всему, никаких реставрационных работ в здании не ведется.
Фонтанка.ру