В будущем году митьки будут отмечать свой неофициальный юбилей – 20-летие движения. Несмотря на столь солидный возраст, художники во главе со своим патриархом Дмитрием Шагиным до сих пор вместе. Они путешествуют с выставками, занимаются издательским делом, пишут музыку и снимают кино. Продолжают жить насыщенной творческой жизнью. Нам удалось «перехватить» Дмитрия Шагина через день после его возращения с рок-фестиваля, проходившего в Хельсинки. Митьки там выступали с собственной программой.
Поделиться | Поделиться |
Некто, подписавшийся «Кабызом Пенькатым», просил рассказать Дмитрия о маме - прекрасной петербургской художнице Наталии Владимировне Жилиной.
Мою маму можно назвать потомственной художницей, поскольку бабушка (ее мать) в свое время заканчивала ленинградский аналог ВХУТЕМАСа. Мама с детства рисовала, затем училась в училище имени Серова. Там она познакомилась с моим отцом, Владимиром Шагиным. Он тогда был первый красавец на курсе – блондин, замечательно играл на гитаре, вместе с оркестром народных инструментов объездил полстраны. По большому счету, мама тогда вышла замуж скорей за музыканта, а не за художника.
Именно благодаря маме и я стал художником. Потому что отец мечтал, чтобы я стал моряком, учился в Нахимовском училище. Тем самым он, видимо, хотел реализовать собственную детскую мечту – он сам в детстве очень хотел плавать. В свое время даже пытался устроиться на какой-то корабль: там набирали молодых ребят, но отец не прошел по биографии. Капитан набирал только сирот или детей из малообеспеченных семей, а у отца родители были крупные творческие работник: дедушка был литературным редактором ЛенТАСС; бабушка - редактором журнала «Нева»; естественно, оба коммунисты, все дела... Кстати, впоследствии выяснилось, что у того капитана была своя цель на уме - он специально подобрал команду из сирот, затем увел корабль за границу и там они благополучно всем экипажем остались. Такая вот диссидентская история.
Мама же очень не хотела, чтобы я был моряком-нахимовцем и отдала меня в художественную школу – СХШ при Академии художеств. В ту самую, где когда-то учился батя и из которой его в 10-м классе выперли за те же самые «формальные художества» (кстати, вместе с отцом на курсе тогда учился небезызвестный Илья Глазунов). Ну, а дальше, собственно, все случилось так, как видимо и должно было случиться.
Мы невольно затронули морскую тематику, отсюда вытекает следующий вопрос (спрашивает Света из Питера): «Вы имели какое-то отношение к флоту? Иначе откуда такое культовое отношение к тельняшкам, песням про моряков и т.п.?»
Я имею отношение к флоту, как я уже говорил, во-первых, через страсть отца. Кроме того, брат отца служил во флоте. Постоянно появлялся у нас дома в морской форме. Соответственно, я с детства носил тельняшки, морскую атрибутику, все дела...
Дальше: мамин дедушка – Яков Фомич Тырышкин – в свое время был одним из хозяев Вятского пароходства, ходил по Волге, в Нижний Новгород, в Москву и на Урал (у них там было 12 кораблей - пассажирские, грузовые, баржи). Так что все эти семейные фотографии – взрослые в форме, дети в тельняшках, корабли – все это окружало меня с малых лет. Я понимал, что предки-то у меня сплошные моряки. А еще по маминому отцу у нас был предок - так тот вообще служил шкипером еще в Петровские времена.
Еще один морской вопрос от читателей (спрашивает Вова): «Нигде не могу купить качественную тельняшку. Были две еще довоенные оставшиеся в наследство от деда, врача-подводника, но они износились, а найти что-то подобное по качеству ну просто не могу. Может быть вы подскажете?»
Вопрос абсолютно по делу и правильный. В принципе, я думаю что настоящих тельняшек сейчас не выпускают. Потому что настоящие тельняшки они вязанные, а с обратной стороны там елочка такая идет (кстати, наше митьковское «елы-палы» отсюда и пошло – с этой стороны полоски, а с изнанки елочки).
Может быть, еще на каких-то морских складах (в той же Новой Голландии) настоящие тельники и остались. Но новые, например из тех, что в Военторге продаются, это уже действительно не то - как-то форму не держат, садятся. Словом, совсем другая фактура. Лично я еще года два назад покупал себе тельник из старых остатков.
Еще один, отчасти «морской» вопрос: «У вас такая колоритная внешность. Вы не пробовали сниматься в кино, например, в роли капитана, пирата или, скажем, боцмана?
Опыт в кино у меня был, но в основном, конечно, я играл сам себя. Из других ролей можно с особой теплотой вспомнить серию детских телеспектаклей по ирландским сказкам. В одной я играл Короля, в другой – лорда-мэра города Дублина. В свое время эти спектакли были довольно популярны, их часто крутили по нашему питерскому каналу. Дюша там специально написал музыку, сам играл, были и другие музыканты из «Аквариума».
Был еще такой фильм «Улыбка» режиссера Сергея Попова (Сергей, кстати, сценарист Киры Муратовой, он у нее снимался практически во всех фильмах). В «Улыбке» у меня одна из основных ролей – я там изображал сценариста, который пишет сценарий для кино, для этого прилег в сумасшедший дом и собирает там разные интересные истории, которые рассказывают ему пациенты. (Между прочим, этот фильм взял Гран-при на фестивале «Киношок» в начале 90-х).
Была роль в фильме нашего митька Тихомирова. Там я играл безногого старика-инвалида войны, который гнет пальцами здоровые гвозди, стаканами водку пьет и т.д. Да и боцманом я тоже был - в ролике группы «Зачем» по песне «Кагор». Еще был эпизод у Ежи Гофмана: там Распутин в 1914-м году приходит в кафе, где сидят художники, актеры и я такой – представитель богемы...
В общем, фильмов было много, но роли, конечно, митьковские. Правда, в последнее время что-то не снимают, что странно для меня - могли бы и поснимать, пока я еще не старый. А может, наоборот ждут когда буду постарше и более фактурней, что ли?
Вопрос от «Старика Козлодоева»: «Очень хотелось узнать, будет ли что-нибудь происходить на митьковском вэб-сайте? Или же этот проект умер? Если это так – то очень жалко, так как это была единственная для меня возможность узнать, что же происходит у дорогих Братков?»
По поводу сайта: это дело организовывал некий Егор, который жил в Америке, в штате Мичиган. Он начинал этот проект где-то в начале 90-х, но сейчас куда-то уехал (говорят, вроде как в Канаду) и больше это дело не поддерживает. Вообще же это был сайт не митьков, а поклонников митьков. Чего-то подобного своего у нас пока нет.
Поэтому, если людям нужна какая-то информация, они получают ее с сайтов «Красного матроса» или группы «Зачем». Сам же я лишь недавно это дело (в смысле интернет) себе заполучил и туда еще особо не влезал. Даже толком не знаю, что там и как. Ну, а свои питерские всегда могут прийти к нам в ставку на улицу Правды, 16-20, с 16 до 20 часов (код 146), где можно напрямую пообщаться, узнать о выставках, концертах.
Вот мы добрались собственно до вопросов о «митьках». Итак: что было бы, если б Шинкарев не стал писать книгу «Митьки», или просто не так мастерски владел слогом и книга получилась бы пресной (не столь культовой). И еще – его выбор пал именно на Митю, а не, скажем, на Флоренского. В этом случае получились бы «Сашки»?
Я считаю, что Шинкарев – безусловно замечательный писатель. Что же касается митьков, то они появились совершенно естественным путем. К тому времени Шинкаревым уже была написана книга «Максим и Федор» и мы, собственно, с ним на этой почве и сошлись (ну, еще на общей любви к «Москве-Петушки» Вени Ерофеева). Просто так исторически сложилось, что мы побратались, вместе выпивали и он взял и описал своего друга.
Кстати, по поводу названия. Например, в Витебске местные митьки называют себя «витьки», а украинские наши ребята прозываются «дмытрики».
Вопрос Оли из Питера: «Вы уже состоявшийся художник, известный человек, не кажется ли вам, что со всеми этими тельняшками, «дык-елы палами» вы уже немного переигрываете?»
Вопрос интересный и его довольно часто задают: мол, митькам уже почти двадцать лет, не надоело ли это все? Отвечаю: дело в том, что все то, что любишь, что тебе интересно – это по определению никогда не надоедает. Для нас это все-таки жизнь, а не игра. Но не надо забывать, что в жизни еще есть место для самоиронии, без которой просто не возможно. С этой точки зрения мне очень забавно читать интервью некоторых наших «гениев», которые на полном серьезе поясняют нам, как себя вести, как строить жизнь и проч.
Наш митек парижский Алексей Хвостенко говорил мне как-то, что все самое лучшее в искусстве делали молодые ребята, а не классики, академисты. Вот недавно в Париже поставили «Маскарад» Лермонтова. Французы ходят на него, воспринимают как нечто классическое. А ведь если вспомнить, кто такой был Лермонтов в ту пору, когда писал «Маскарад» – молодой парень, лет 20-ти с небольшим... Так что если из этой же оперы будет вопрос – когда вам надоест? Я отвечу – никогда не надоест, с какой собственно стати?
Александра Лосева спрашивает: «Что вам в себе больше всего нравится? Что вы в жизни сделали настоящего?»
По поводу первого – трудно сказать. Если подходить с юмором, то можно сказать, что мне в себе все нравится. Вообще же про самого себя тяжело говорить, вроде как нескромно. В конце концов, есть известная заповедь: «Возлюби ближнего своего как самого себя». То есть здесь присутствует такая обратная сторона: в том плане, что тот, кто себя не любит, тот и других не любит.
Безусловно, во мне есть положительные качества – иначе у меня не было бы друзей, жены, детей и т.д. Они терпят меня, уживаются со мной, многие недостатки прощают. А что касается «настоящего», я отвечу так: во-первых, я написал довольно много картин. Причем многие из них не самые плохие и даже висят в музеях. Потом – вот уже девять пластинок записал, что само по себе приятно в том плане, что раз люди это слушают, значит им это надо.
По крайней мере, мне в жизни повезло больше чем Ван Гогу - он при жизни оценен не был, а мои работы, все ж таки, кому-то нравятся.
Вопрос от Игоря Питерского: «Кажется, что собственно «митьковство» как некий культурный феномен умерло после того, как члены вашей команды завязали со спиртным. Ведь в конечном итоге именно «философия пития» лежала в основе главных шедевров митьковской живописи, прозы, песен и проч. Что же это за Максим с Федором, которые вместо сортов пива дегустируют чайные пакетики?»
Вопрос хороший. Митьки действительно боролись с горбачевским красным террором и отвечали на него белой горячкой. Причем, в данном случае мы победили, не взирая лозунг («Митьки никого не хотят победить» – И.Ш.). Однако в какой-то момент пьянство митьков стало несовместимо с жизнью, потому как мы не могли пить просто так – надо было пить героически. И в начале 90-х перед многими из нас встал выбор – жить или пить. (Как говорится: много пить вредно, а мало – неинтересно). В результате я уже 10 лет не пью, равно как и Шинкарев и Саша Флоренский. Но это не означает, что у нас в движении сухой закон. Но я лично по портвешку совершенно не скучаю.
Что же касается Максима и Федора, они как дегустировали пиво, так и дегустируют его теперь, в некоем виртуальном пространстве. Кто читал эту книгу, тот помнит, какие там были сорта пива. Сейчас таких уже нет, а дегустировать новые, мне лично уже не интересно. Пива стало так много, что оно уже не является той ценностью, которой было раньше. Тогда ведь каждая бутылка была на уровне мечты, ее надо было доставать в каких-то жутких очередях, на пьяных углах. А сейчас это дело стало повсеместным, везде продается, да еще и навязывается через рекламу по телевизору: одно пиво настоящее, другое новомодное... Это все равно что пойти в Макдональдс, нажраться гамбургеров и запить это все кока-колой.
Еще к вопросу об алкоголе. Спрашивает Олег: «Как можно записаться к вам, чтобы излечиться от алкоголизма?»
Значит так: чтобы излечиться от алкоголизма записываться не надо, надо придти на наши занятия по трезвости. Они проходят по адресу ул. Правды, 16 кв.20А, правая парадная, код 179 (ежедневно в 19 часов, в выходные в 18-30). Там собираются очень хорошие ребята, они все расскажут, покажут. Во всяком случае, я знаю, что всем кто приходит туда, нравится. Все вместе трезвеют. Ну, а специально записываться не надо.
Что касается проекта «Дом на горе» (Дом надежды) – это немного иное. Я являюсь одним из организаторов Дома, занимаюсь общественной деятельностью по поддержанию этого проекта. Дом надежды - это стационар, пожалуй, единственный в мире, где можно бесплатно получить помощь, потому как везде это дело стоит денег, причем больших. Но у нас есть много друзей, которые помогают этому проекту,например, Юрий Шевчук. Но Дом – это уже отдельная история. Кому интересно - надо позвонить по телефону 149-3875 и записаться. Там объяснят когда у них консультации, как доехать и проч.
Иногда спрашивают, оказывается ли в Доме помощь, в том числе и наркоманам? Дело в том, что Дом это место, где помогают встать на ноги, но это лишь первый шаг на пути к трезвости. Это не наркологический диспансер. Несколько наркоманов у нас там есть, но в основном это люди с двойной наркозависимостью – которые пытаясь соскочить с наркотиков садятся на стакан и, как следствие, получают второй синдром.
И к вопросу о митьках и наркотиках: поскольку митьки в основной своей массе люди православные, у нас считалось, что алкоголь это такой рассейский народный напиток, а наркотики – что-то западно-восточное и к нашей исторической родине никакого отношения не имеет. Поэтому мы этими делами не занимались, хотя в молодости ранней я, конечно, курил травку. Но так чтобы там колоться, героин – этого не было. Да и мои близкие друзья в основной массе своей не пробовали – и Слава Богу! Слишком много печальных примеров, когда за полгода здоровые прежде люди фактически сгорали.
Спрашивает «Браток»: «Что по новым проектам? Будут ли выставки, акции, альбомы к 300-летию Питера? Есть ли планы завершить армейскую трилогию? А то есть флотский альбом, есть авиационный, а как же сухопутные войска?»
«Сухопутная тематика» нами отчасти уже была освещена. Началось все с песни «На поле танки грохотали», которую собственно возродили к жизни митьки, а озвучил ЧИЖ, которому она так пришлась по душе, что сейчас он ее с удовольствием играет на всех своих концертах. Текст там был взят частично из фильма «На войне как на войне», а частично додуман нами самими... Я думаю, это будет как-то продолжаться.
Что же касается проекта «Митьковский Питер» - сейчас идет работа над ним, фактически уже готовы три песни. Первая («Дремлет притихший северный город» в исполнении митьков) вошла в компакт-диск молодежного фестиваля «Наводнение». Кстати, концерт-презентация этого диска пройдет 15 марта в ДК Ленсовета, там же будет небольшая выставка митьковских работ. Еще одна уже готовая песня записана нашим митьком-моряком Андреем Вершининым песня. Это «Трубочка», песня подводников времен войны, никому не известная, ее нашел Миша Сапего в военном сборнике 42-го года. Плюс еще Умка записала такой городской дворовый романс военного времени. Так что три песни уже есть и я думаю, что в этом году мы успеем этот альбом выпустить.
Что же касается наших музыкальных проектов, то все это дело запустилось в начале 90-х. Тогда как раз появилась возможность записываться, как собственно и книжки выпускать (раньше то наши тексты были только в Самиздате). Опять же, все это пошло неким естественным путем – появилось наше кино, понадобилась музыка и т.п. Ну, а первый митьковский хит – это «Митьковская тишина» в исполнении Дюши Романова. На него было снято целых два клипа, однако оба куда-то сгинули на телевидении...бесследно утрачены...
«Как получить звание почетного митька и какие привилегии в данном случае можно получить?»
Ну, звания эти, естественно, шуточные. Как у нас говорят, «по четным – митек, по нечетным – Дэвид Бауи». Привилегий это звание не сулит, поскольку те, кто читал наши катехизисы знает: жизнь митька сама по себе не увита розами и лаврами.
Когда-то была у нас церемония приема в митьки – бутылка портвейна. Сейчас же можно вступить в митьки и по телефону. Звонила нам, например, одна женщина: я, говорит, уже бабушка, могу я вступить в митьки? - Почему нет? Заявлений, членских взносов – ничего этого не надо. Хотите – мы вас принимаем. Знаком человек с творчеством – и хорошо. У нас полная свобода, даже тельник не обязательно носить. Пожалуй, главное условие, чтобы человек хороший был.
Последний вопрос: «Вам сегодня жить интересно?»
Мне очень интересно жить в нашем Питере. Да и не зря говорится, «где родился, там и пригодился». Например, мне строго неинтересно жить за границей, самое долгое я жил там месяца. Там, в гостях, хорошо, но заграница не радует. А Питер и окрестности радуют...
А времен лучше или хуже не бывает. Каждый день он разный. Все течет. Да, элемент ностальгии присутствует – иногда хочется отыграть, вернуться назад, стать снова юным. С другой стороны, с годами приходит тот опыт, который в юности просто невозможен. И это тоже очень ценно.
Поскольку наша встреча состоялась накануне 8-го марта, Митя не мог не сказать несколько теплых слов в адрес наших нежных и любимых:
Митьки вообще очень нежно относятся к женщинам, сестренкам. Собственно сам день 8-е марта, я, конечно, не считаю каким-то там днем международной солидарности. Просто весенним праздником, когда можно поздравить жен, мам, будущих мам. Я тепло отношусь к этому празднику еще и потому, что у меня у самого три дочки, жена, мама. Словом, кругом сплошные женщины И я думаю, что чем больше будет женщин, тем больше будет добра в этом мире. Меньше будет войн, потому что женщины, они по своей сути больше за мир, а не за войну. Поэтому всех женщин от души поздравляю. Мира вам и любви!
Игорь Шушарин,
Фонтанка.ру