ВАСИЛИЙ ЧУМАКОВ: "ХАКЕРАМ РУКИ НИКТО НЕ ЛОМАЕТ"

915
ПоделитьсяПоделиться

Какие “компьютерные” преступления сейчас распространены, как и насколько эффективно с ними можно бороться? Об этом читатели “Фонтанки” спрашивали заместителя начальника Управления отдела “К” ГУВД по Петербургу и Ленобласти подполковника милиции Василия Чумакова.

В последние несколько лет компьютеры и интернет плотно и прочно вошли в современную жизнь. Поэтому вопросы о правонарушениях в этой сфере сегодня, пожалуй, актуальны, как никогда. Какие "компьютерные" преступления сейчас наиболее распространены, насколько эффективно с ними можно бороться? Об этом читатели "Фонтанки" спрашивали заместителя начальника Управления отдела "К" ГУВД по Петербургу и Ленобласти подполковника милиции Василия Чумакова.

- Насколько хорошо оснащен отдел "К" и достаточно ли он финансируется? (Интернет-журнал ITNews)

- Финансируется и оснащается отдел, скажем так, на должном уровне. Но, конечно, хотелось бы лучшего. Однако в ближайшее время у нас планируется переоснащение. Кроме того, у ГУВД нашлась возможность выделить нам новое помещение (в настоящее время отдел размещается в одном здании с Главным следственным управлением – авт.). Сейчас там идет ремонт. После его окончания мы туда переедем.

- Такие перемены радуют. Помнится, года два-три назад у вашего подразделения оснащение было хуже, были проблемы даже с компьютерами?

- Да, было такое. Но наш отдел растет, к нам и требования увеличиваются.

- А сколько человек сейчас работают в вашем подразделении?

- Порядка 20-22 сотрудников. Но в перспективе собираемся «расти» дальше.

Структурно работа отдела делится на три главных с нашей точки зрения направления: первое – все преступления и правонарушения, связанные с телекоммуникациями, компьютерной информацией. Второе - незаконный оборот радиоэлектронных и специальных технических средств. Имеется в виду, как обычная оргтехника, так и так называемые специальные технические средства...

- Что относится к таким средствам?

- Например, так называемые "жучки". Оборот таких средств - строго регламентированная лицензионная деятельность. Есть специальные фирмы, имеющие лицензии на изготовления или продажу такой продукции. Однако бывает, те же самые действия совершают граждане, этих лицензий не имеющие: незаконно ввозят, складируют и торгуют такими средствами. Мы обязаны пресекать такую деятельность.

Ну, и третье глобальное направление - все, что касается незаконного производства и оборота нелицензионной продукции - компакт-дисков, DVD, программного обеспечения, кассет.

- Входит ли в число функций отдела "К" прослушка (телефоны, квартиры, офисы...)? Какие возможности вам предоставляет СОРМ по доступу к электронной почте граждан и информации по прочей их активности в Интернете?

- «Прослушка» в наши функции не входит. Наверное, есть какие-то подразделения, которые этим занимаются, конечно, на законных основаниях.

СОРМ нашему подразделению никаких возможностей по доступу к электронной почте граждан не представляет.

- Наши читатели утверждают, что именно в ваше подразделение передано на расследование уголовное дело о нарушении авторских прав, связанных с мультами про Масяню. Правда ли это? Если так, то что с этим делом сейчас?

- У нас действительно был на проверке материал по этому заявлению. Мы его отработали и направили для дальнейшей проверки и принятия решения в Москву. Просто большая часть из описанных в материале событий происходила в столице.

- Есть и такой вопрос: правда ли, что хакерам в тюрьме ломают руки, отчего судьи, как правило, отпускают их по амнистии? Считаете ли Вы предусмотренные законом меры наказания для хакеров эффективными? (Саша Борисов)

- Ломают ли руки? Нет, конечно. Никто им руки не ломает, они на равных правах со всеми пребывают в тюрьме.

По поводу наказания, могу сказать, что в разных случаях я отношусь по-разному к хакерам. Если, например, попался хакер, который совершил что-то противозаконное ради своего праздного любопытства, то в этом случае, наверное, и наказание должно быть адекватное. Если же хакер умышленно в составе организованной преступной группы совершил какое-то тяжкое преступление или принимал в нем участие - к нему должно быть применено более жесткое, но тоже адекватное его поступку наказание.

Хакер хакеру рознь. Есть люди, которые в силу молодого возраста чего-то просто недопонимают. Но к сожалению, среди них много и тех, кто совершают мошеннические действия в сети из корысти - хотят быстро заработать денег, причем желательно много. Такие люди похищают деньги с виртуальных кошельков или используя различные системы платежей – например, веб-мани. Деньги там не очень большие - не такие круглые суммы, как та, которую в свое время похитил Левин у Сити-банка. Тут фигурируют суммы примерно от 500 до нескольких десятков тысяч долларов США.

- Насколько я знаю, сейчас в уголовном кодексе предусмотрены только три «компьютерные» статьи?

- Вы имеете в виду 272, 273 и 274 статьи главы 28? Да, их пока три. Однако преступления, совершенные с помощью компьютера можно квалифицировать и по другим, «обычным» статьям. Например, в случае с теми же самыми хищениями с виртуальных кошельков – это деяние можно квалифицировать как мошенничество – статья 159 УК РФ.

А упомянутые три «компьютерные» статьи могут идти по совокупности с другими – в данном случае, с тем же мошенничеством. Они просто буду указывать, каким путем было совершено то или иное преступление. Можно и об убийстве, допустим, договариваться, используя Интернет или фидо. Но если человек попался, и в процессе следствия было доказано, что он, используя свои возможности в сетях, участвовал в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, то, естественно, и наказание будет адекватным. А «компьютерная» статья будет добавлена по совокупности, вдогонку тяжким. Если, конечно, все удастся доказать в процессе расследования дела.

- А насколько сложнее доказать преступление, совершенное "компьютерным" путем, по сравнению с другими преступлениями?

- Сложнее. Потому что этот процесс немножко отличается от общепринятых норм фиксирования доказательной базы. Столкнувшись с такой ситуацией, сотрудник милиции должен знать: как грамотно изъять нужную технику, как ту информацию, которая находится в компьютере, грамотно задокументировать, оформить... Для этого нужно все-таки иметь определенные навыки. А если сотрудник впервые столкнулся с преступлением такого вида, он наверняка будет испытывать некоторые неудобства при оформлении доказательной базы.

- Ваши сотрудники, я так понимаю, работают достаточно эффективно. У них при этом есть какое-то специальное образование или дополнительные курсы - проходят они какую-то спецподготовку?

- Контингент наших сотрудников, в основном, молодой. Примерно три-четыре года назад в Академии МВД был удачный - с точки зрения нашей тематики - выпуск, в котором были люди, специализировавшиеся по нашему направлению. Мы этот удачный выпуск перехватили - и, можно сказать, именно тогда в отдел пришел костяк, который у нас до сих пор работает. Причем люди пришли достаточно подготовленные – в Университете они получили начальное, довольно хорошее образование по данному направлению. Ну, а потом в процессе работы дошлифовывали знания, набирали опыт.

- Какая зарплата у сотрудников отдела? Столь же она низкая, как у прочих рядовых милиционеров?

- Она у нас небольшая. Как и у всех обыкновенных милиционеров.

- Насколько сейчас распространены в Питере кражи паролей доступа в Интернет? Что за это бывает? (Гоша Муслимов)

- Распространены. И продолжают распространяться. Бывает за это уголовное наказание по статье 165 УК РФ - причинение имущественного ущерба, без признаков хищения - потому что похищаются не какие-то предметы, а время. А оно не имеет имущественного признака. Оно виртуально, но кем-то оплачено. В принципе, санкции, предусмотренные этой статьей, небольшие, но ощутимые.

Кстати, наказание может идти по двум статьям – к 165-й добавляется, например, 272-я, которая указывает, каким способом было совершено преступление. Среди уголовных дел, возбужденных по нашему направлению за первый квартал этого года, есть и такие. Кстати, 165-я статья распространяется еще и на несанкционированное подключение к телефонным линиям. Этим направлением наш отдел тоже занимается.

- А что такое несанкционированное подключение к телефонным линиям?

- Это когда кто-нибудь звонит с любого телефона, а звонок идет как с чужого номера. Человек таким путем может звонить по «межгороду», наговаривать на круглую сумму.

В этих случаях в своих преступных целях люди также могут использовать Интернет. Преступники взламывают программное обеспечение мини-АТС, совершают хищение паролей и кодов телефонных сетей. А затем используют эти пароли в своих целях. Причем ставят эту схему на коммерческую основу. Например, похитив пароли, они потом предлагают их иностранным студентам за определенную плату. Плата эта чуть ли не вполовину меньше установленной официально. За деньги студенту дают определенный номер, определенный алгоритм набора кнопок, позволяющий звонить и выходить на международную и междугороднюю связь.

- На эту тему есть и вопрос читателя: «Удается ли в Питере отлавливать фрикеров (телефонных пиратов). Можно ли привести статистику?» (lex2600)

- Удается отлавливать. И отлавливаем. В первом квартале этого года возбуждено два уголовных дела по статье 165 УК РФ. Фигурируют в них и иностранные граждане. Кстати, столько же – то есть два дела – было возбуждено по данному направлению за весь 2002-й год. Могу еще сказать, что практически все фрикеры знают друг друга. Круг лиц, которые занимаются «телефонным пиратством», очень ограничен.

- А почему?

- Это специфическое направление, требующее особых навыков и специального оборудования.

- Если уж мы заговорили о статистике, расскажите, пожалуйста, увеличилось ли количество возбужденных уголовных дел по сравнению, скажем, с прошлым годом?

- В первом квартале прошлого года по материалам нашего подразделения было возбуждено примерно 8-9 уголовных дел. За первый квартал текущего года - уже 17.Это говорит о том, что есть все-таки определенная тенденция роста выявления преступлений. Наверное, это частично обусловлено тем, что растет профессионализм наших сотрудников. Кроме того, и количество самих преступлений все-таки имеет тенденцию к росту.

- А в связи с чем происходит этот рост?

- Ну, во-первых, худо-бедно растет благосостояние населения. Люди имеют возможность купить компьютер, оргтехнику, могут пользоваться Интернетом, фидо и т.д. Есть соответствующее программное обеспечение, техническое оснащение. Кроме того, люди все больше продвигаются в этом направлении, обучаются. Освоение компьютера распространяется среди молодежи, среди учащихся, студентов и так далее. Практически во всех учреждениях, предприятиях сейчас активно используют разнообразную оргтехнику.

- Считается ли уголовно наказуемым деянием распространение в Интернете описания методов и устройств целенаправленного создания помех международным системам телекоммуникаций и радионавигации? (Вячеслав Ансимов)

- В принципе, за само распространение информации уголовного наказания нет. Наказание может быть за какие-то действия – скажем, если человек сначала распространял информацию, а потом по этой же информации что-то сам и сделал, что повлекло какие-то последствия - тяжкие или не очень.

- То есть, накажут того, кто прочитал и сделал, а того, кто такую информацию или методы распространял – не накажут?

- Да, можно так сказать. За мысли, за пожелания – в общем, за бездействие - наказания нет. Это трактую не я, так трактует УК.

- В последнее время довольно часто поднимается вопрос компьютерного и видео-аудио пиратства. Каким образом ГУВД борется с этим видом преступлений? Какие результаты достигнуты? Сколько уголовных дел заведено и какова их перспектива? Имеются ли уголовные дела на самые массовые пиратские сети ? (перечислены несколько конкретных сетей – авт.) Второй вопрос: на каждой станции метро имеется от одного до четырех киосков распространения пиратской компьютерной и видео-аудио продукцией. Как вы считаете, является ли сдача метрополитеном в аренду помещений пиратам соучастием в преступлении, предусмотренной ст. 146 УК? (Кокорин Сергей Афанасьевич)

- Боремся с этим видом преступлений всеми доступными нам средствами, используя все существующее законодательство, проводим необходимые мероприятия. Результаты: с 1 января по настоящее время - 4 уголовных дела по статье 146 - возбужденных по результатам работы нашего подразделения. Работу продолжаем, думаю, по этому направлению еще будут результаты. В перспективе будем стараться, чтобы все такие уголовные дела дошли до суда и виновные были наказаны.

Уголовных дел в отношении перечисленных сетей нет. Кстати, помимо нас, вопросами, связанными с пиратской продукцией, занимаются и другие подразделения – например, УБЭП и УБОП.

- А по поводу метрополитена?

- В принципе, не нам решать - соучастие это или нет, это определяет следствие и, в дальнейшем, суд. Могу предположить, что вопрос торговли в метро регулируется отношениями между арендодателем и арендатором. Когда метрополитен сдает в аренду помещения он вряд ли предусматривает на перспективу, что там будут торговать контрафактной продукцией.

- Контрафактная продукция весьма живо интересует читателей. «Есть ли статистика по борьбе с контрафактной продукцией, скажем, за пять последних лет? Можно проследить какую-то динамику? И рассказать о наиболее громких делах?» (Владимир)

- Что касается нашей статистики, то можно сказать, что она не имеет тенденции к снижению, есть даже динамика к росту. И могу сказать, что пока этот вид «деятельности» будет выгоден экономически - снижения не будет. Кроме того, для борьбы с контрафактной продукцией требуется нормальное, хорошо разработанное законодательство. Вот буквально на днях вышла новая редакция статьи 146 УК РФ (нарушение авторских прав). В этой редакции санкции, предусмотренные за этот вид преступления, ужесточаются – предусмотрено наказание до пяти лет. Что будет теперь, после введения новой редакции закона - пока затрудняюсь ответить.

- Просят рассказать еще про «громкие» дела...

- Одно из наиболее громких уголовных дел, именно по нашей тематике, было в 2000-м году. Суть такова: через сеть интернет рекламировались и распространялись контрафактные компакт-диски - около 2 тысяч наименований. Получалось что-то вроде интернет-магазина, только продукцией они торговали «пиратской». Мы провели тогда оперативно-розыскные мероприятия, задержали трех человек – организатора и исполнителей. Как выяснилось, базировались они в Питере, но имели выходы в другие регионы. Изъято было около 10 тысяч дисков. Городская прокуратура возбудила уголовное дело, которое впоследствии было направлено в суд, виновные привлечены к ответственности.

- Каковы наиболее вопиющие пробелы в законодательстве, мешающие эффективной борьбе с пиратством? Оцените последние изменения, внесенные в статью 146 УК РФ ? (Доор)

- Одна из основных проблем заключается в том, что статья 146 УК РФ (нарушение авторских прав) - подследствие только прокуратуры. Мы уже несколько лет ставим вопрос, чтобы эту статью сделали альтернативной – то есть, чтобы по ней могло работать и дознание, и следствие, и следствие прокуратуры. Ведь прокуратура в некоторых случаях просто не успевает со всем справиться. А может быть, им кажется, что это второстепенные дела, не идущие в сравнение с убийством или разбоем. Что касается оценки изменений в статье – абсолютно уверен, что они помогут. Должны помочь. Потому что статья стала не бесперспективная и сейчас интерес у многих подразделений к ней появится.

- Сотрудничает ли отдел "К" с зарубежными коллегами в поимке хакеров?». (Джорж Сатклиф)

- Мы сотрудничаем, но, на мой взгляд, не совсем на должном уровне. С иностранными коллегами мы общаемся через Интерпол или через наше головное Управление, прямых контактов у нас нет. Хотя необходимость в общении с зарубежными коллегами есть. Сегодня Интернет, сети, имеют всесторонне значение. Бывает, что когда мы сталкиваемся с тем или иным правонарушением, все нити тянутся за границу. Поэтому в процессе проверки информации приходится зачастую (с помощью опять-таки того же Интерпола) общаться с коллегами за рубежом - по тем же самым мошенничествам, по незаконному распространению в сетях детской порнографии. За рубежом законодательство к распространению порнографии относится очень жестко, поэтому зачастую владельцы этих порно-сайтов, даже находясь за рубежом, распространяют свою «продукцию» через Россию.

Так что необходимость в общении с зарубежными коллегами стоит остро.

Кстати, тут в СМИ проскочило сообщение, что в нескольких западных странах был задержан ряд людей за распространение детской порнографии в сети. Может, в какой-то мере это отголоски и нашей работы – ведь в наш отдел по линии Интерпола присылают большое количество материалов по порнографии, которые мы здесь отрабатываем.

- Поясните чехарду с буквами в названии вашего отдела. Буква "Р" не подошла, подобрали букву "К". Зачем? Как вообще построена по федеральным субъектам подчиненность данных подразделений. (Арсен Сильфизедров)

- Подразделение наше подчиняется ГУВД. ГУВД подчиняется МВД. Есть еще параллельная подчиненность – наш отдел подчиняется нашему головному учреждению в Москве – можно сказать, главному управлению «К».

Что касается букв...Да думаю, что спонтанно взяли – и назвали. Если говорить про букву «Р»: родоначальником Управления по борьбе с правонарушениями в сфере высоких технологий (УБПСВТ) было РЭБ – «радиоэлектронная безопасность» - подразделение, которое когда-то в давние времена занималось этим направлением - устраняло какие-то помехи, еще что-то. Так появилась буква «Р». Потом все это кануло в лета, образовалось новое управление – и направление нашей деятельности стали обозначать буквой "К". Может, имели в виду под «к» - «компьютерное», может, что-то другое. В общем, никакого глубинного смысла в этих буквах нет.

Ольга Белова,

Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close