Трамваи, несмотря на свою кажущуюся медлительность и неповоротливость на чересчур оживленных автотрассах Петербурга, не вымрут и останутся всенародно любимым видом транспорта. Трамвайный парк со временем модернизируется, кондукторов и водителей приоденут, сам петербургский трамвай оснастят бортовыми компьютерами, и он будет ездить в ногу со временем.
Вот такие перспективы пообещал журналистам гендиректор ГУП «Горэлектотранс» Александр Беспалов, подводя месячные итоги работы новенькой «тройки» – трамвая маршрута номер три, курсирующего по самым оживленным магистралям Питера. Брифинг состоялся прямо в вагоне «троечки», обтянутом цельным оцинкованным листом с вензелями 300-летия Санкт-Петербурга. Кроме того, что чисто внешне вагон выглядит не совсем так, как обычный трамвай, так он еще отличается от своих старых собратьев с точки зрения «начинки». Вагон «тройки» оборудован асинхронным приводом, который позволяет экономить электроэнергию.
С наступлением весны на подвижном составе маршрута появятся первые бортовые компьютеры, которые будут информировать пассажиров не только об остановках, но ненавязчиво рассказывать о городских достопримечательностях. Ко всему прочему, компьютеры смогут определять количество пассажиров в каждом вагоне, что позволит руководству «Горэлектротранса» судить о пассажиропотоке по всему маршруту.
Навигационное оборудование вагона позволит водителю связываться с диспетчером, а также управлять сигналами светофора. Несмотря на такую «начинку», вагоны «тройки» легче обычных, а это сокращает нагрузку на трамвайное полотно и продлевает срок эксплуатации и трамвая, и рельсов. Стоимость нового трамвая – 5 миллионов 200 тысяч рублей.
Кондукторы и водители трамваев на «тройке» работают лучшие. Для них уже готова спецодежда: оранжевые жилеты для контролеров, а для водителей – алые тужурки с «нашивками безопасности».
В течение этого года «Горэлектротранс» планирует модернизировать 10 трамваев, приобрести 21 новый трамвай и сейчас рассматривает возможность приобретения еще 29 дополнительных составов – причем половина новинок будет оснащена синхронными приводами. Всего пассажирский парк ГУПа насчитывает 1091 единицу, из них 500 трамваев требуют замены. Это все из-за того, как пояснил Александр Беспалов, что срок службы трамвайного состава недолог – всего 16 лет. После этого вагоны надо ремонтировать, модернизировать. Если каждый год город будет обновлять по 50 трамваев, для приведения в порядок всего парка потребуется не менее 10 лет. Однако руководство ГУПа настроено оптимистично и надеется сократить сроки.
А пока оно воюет с неорганизованными автолюбителями, чьи машины из-за неправильной парковки создают лишние трудности и превращают трамвай в медлительный и неудобный транспорт. Только за первые двадцать дней февраля «тройка» из-за городских пробок, столкновения машин на трамвайных путях и несанкционированных парковок простояла без движения в общей сложности 39 часов. Из-за скопления автотранспорта (в основном на участках возле Гостиного и Апраксина дворов) сбивался график движения: за февраль было зафиксировано 4 значительных опоздания – от получаса до 50 минут. Постоянные нарушения правил парковки на Садовой улице возле Гостиного двора задерживают трамвай номер три: иногда он стоит там по два часа.
Последний случай произошел 20 февраля около десяти вечера, возле Итальянской улицы: беспечный хозяин оставил машину рядом с трамвайными путями и ушел в ресторан. Сотрудники ГИБДД убрали машину с дороги и составили акт. Однако это уникальный случай, говорят в «Горэлектротрансе»: обычно водители не несут никакого наказания за подобные нарушения, а трамваю приходится вместе с пассажирами дожидаться возвращения блудных хозяев автомашин.
Светлана Андреева,
Фонтанка.ру