Несостоявшийся сенатор Дамир Шадаев больше не является подследственным. Прокуратура Петербурга прекратила уголовное дело в отношении Шадаева, связанное с тем, что он указал в анкете, предоставленной в отдел кадров областного ЗакСа, заведомо ложные сведения об окончании в 1991 году Государственной морской академии им. Макарова и получении диплома о высшем образовании. Дело прекращено за «отсутствием в деянии состава преступления».
Напомним, что скандал, завершившийся возбуждением уголовного дела в отношении Дамира Шадаева, разразился в тот момент, когда Шадаев рассматривался как кандидат для избрания членом Совета Федерации от Ленинградской области. Оппоненты тогда еще депутата областного ЗакСа Шадаева выяснили, что в анкете, которая необходима для рассмотрения кандидатуры Шадаева для избрания членом Совета Федерации, содержатся сведения, не соответствующие действительности. А именно – «Макаровку» Шадаев не заканчивал и соответствующего диплома не получал. Эти обстоятельства даже стали предметом рассмотрения в суде. А затем стали изучаться городской прокуратурой – соответствующее уголовное дело было возбуждено в октябре прошлого года.
За это время прокуратура установила тот факт, что Государственную морскую академию Дамир Шадаев действительно не заканчивал: его отчислили за академическую неуспеваемость. Соответственно, диплома о высшем образовании он тоже получить не мог. Однако после тщательного изучения того, каким образом в анкете появились данные о дипломе Шадаева (подлинник которого, кстати, никто в глаза не видел), выяснилось, что злополучные данные были внесены в анкету не лично Шадаевым, как того требует процедура, а сотрудницей ЗакСа. И сделала она это на основании материалов личного дела депутата Шадаева, в том числе – на основании имевшейся в этом деле копии диплома о получении высшего образования. Прокуратура установила, что сам Шадаев не просил вносить эти данные в анкету, подлинника диплома об окончании ГМА им. Макарова не предъявлял, анкету не подписывал. «При таких обстоятельствах в действиях Шадаева Д.Р. при заполнении анкеты и передаче ее в отдел кадров ЗакСа ЛО не имеется состава преступления», - заключила следователь. И на основании этого прекратила уголовное преследование Шадаева по факту использования им поддельных документов.
Кстати, то обстоятельство, что диплом об окончании Шадаевым судоводительского факультета ГМА им. Макарова, датированный 1991 годом, является поддельным, прокуратура в ходе следствия таки установила. Будучи отчисленным за академическую неуспеваемость, Шадаев «дипломного проекта не защищал, выпускных государственных экзаменов не сдавал, что в своей совокупности исключает его право на получение диплома о высшем профессиональном образовании», - констатирует прокуратура. Это также подтверждается архивными документами ГМА – протоколами ГЭК, актами на списание дипломных работ выпускников (среди которых работы Шадаева не было), книгами учета выдачи дипломов и документами о движении бланков дипломов.
Следствием установлено, что бланк диплома Шадаева никому из выпускников не выдавался, не уничтожался как испорченный, а был утрачен сотрудниками учебного отдела ГМА и в дальнейшем был признан недействительным. Но установить лицо, использовавшее и подделавшее утраченный бланк диплома, не представляется возможным. Также как и установить местонахождение подлинника диплома серии ЦВ N 589087 на имя Шадаева Д.Р. Тем не менее, совокупностью имеющихся в деле доказательств, считает прокуратура, опровергаются показания самого Шадаева о том, что он не знал и не мог знать о поддельности имевшегося у него диплома. «Поскольку даже указанные в дипломе даты не соответствуют фактическим, что Шадаеву, безусловно, известно», - резюмировала прокуратура. Тем не менее, Шадаев неоднократно использовал поддельный документ – когда поступал в Северо-Западную академию государственной службы, когда поступал в ГМА второй раз – на заочное отделение и когда в июле 1999-го года предъявил диплом в отдел кадров ЗакСа ЛО при утверждении на должность депутата ЗакСа на постоянной основе.
Таким образом, решила прокуратура города, в предъявлении Шадаевым поддельного диплома при поступлении на работу и на учебу в период 1997, 1998 и 1999 годов содержатся признаки преступления, предусмотренного ст. 327, ч. 3 УК РФ. Однако сроки давности по этому преступлению истекли через два года после его совершения – то есть в 2001-м году. Согласно требованиям уголовно-процессуального законодательства, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования «законных оснований для возбуждения уголовного дела по фактам использования Шадаевым заведомо подложных документов не имеется».
Ныне депутата Государственной Думы РФ Дамира Шадаева прокуратура Петербурга известила о том, что теперь, в связи с прекращением его уголовного преследования, он имеет право «на реабилитацию, т.е. на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах».
Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру