В Петербурге показали «Ночной дозор». Фильм по культовой книге Сергея Лукьяненко обещает стать событием в жизни российской фантастики и кинематографа. Лишний раз можно было убедиться в этом, взглянув на царивший в пятницу вокруг кинотеатра «Аврора» ажиотаж.
Во дворе «Авроры» идет ремонт. Посередине двора была большая куча песка, которую по такому случаю украсили – зажгли на ней факелы. Публику встречали две девушки и два юноши, которые, по мнению организаторов действа, видимо, должны были представлять на презентации «Дозора» вампирское племя.
Мимо «вампиров» дефилировали совсем разные люди. Прокатчики пришли смотреть, стоит ли покупать картину для себя. Представители бомонда – отметиться и просто из любопытства. Журналисты - работать. Друзья Сергея Лукьяненко и актеров – поддержать. Самые большие группы народа образовались вокруг самого Сергея, Шнура, Олега Гаркуши, а также возле Кузнецова и остальных «ментов».
Постепенно публика заполняла зал «Авроры». Выяснилось, что ее значительно больше, чем посадочных мест в кинотеатре. На балконе пришлось устанавливать дополнительные стулья и садиться на лестницу.
Перед началом просмотра на сцену вышли создатели фильма – режиссер Тимур Бекмамбетов, «сценарист» Сергей Лукьяненко, актеры Константин Хабенский и Илья Лагутенко. Хабенский призвал собравшихся «отнестись к происходящему с присущим вам юмором», а новоявленный актер Лагутенко очень волновался, сколько же его осталось в фильме в итоге – 2 минуты или 30 секунд? Хабенский успокоил волновавшегося коллегу, что его роль Мумия Тролля вырезана из фильма вообще.
Это была почти не шутка: вампира Лагутенко было на экране немного, и узнать его можно было лишь по голосу. Зато Хабенский - Городецкий практически вытащил весь фильм на себе. Хотя, пожалуй, он играл не совсем Антона Городецкого, как он описан в книге, а некий коктейль из этого характера и все того же опера Плахова. Но тут попадание было.
Если пройти по всем ролям, то, с точки зрения корреспондента «Фонтанки», совершенно ужасен Меньшов – Гесер. Не должен глава Ночного Дозора выглядеть как суетящийся и глуповатый бюрократ. Неожиданно хороши оказались все Темные: Жанна Фриске в роли Алисы красива и жестока, Вержбицкий - Завулон немного комичен, но в нужный момент действительно пугающ. Убедительны вампир Костя и аутичная девушка-вампирка.
А вот со светлыми получилось хуже. Кроме Хабенского, сильная роль получилась только у Галины Тюниной (Ольги). Тигренок и Медведь потенциально, может, и хороши, но им досталось слишком мало места в сценарии. А вот Игнат, в роли которого выступил Гоша Куценко, внес немалую долю хорошего юмора. При появлении Куценко с длинными черными волосами зал разразился хохотом и аплодисментами. Хохот сопровождал Игната не раз, но это, конечно, не светлый маг по Лукьяненко.
Аплодисменты звучали часто. Народ встречал ими хорошие шутки (которых было много) и действительно потрясающие для нашего кино спецэффекты. Конечно, это не «Матрица», но у нас ничего подобного еще не снимали. Это один из больших плюсов «Дозоров». Но есть у него и минусы.
Лукьяненко, посмотрев фильм в первый раз сказал, что фильм хороший - не иллюстрация к «Дозорам», но дух остался. Если честно, то корреспонденту «Фонтанки» духа как раз и не хватало. Не хватало некой «инаковости», что ли, – зажженная лампочка оказалась чуть ли не единственным проявлением магии. Не хватало интеллектуального противостояния «Дозоров» - тут, в первую очередь, была не проработана роль Гесера, почти полностью вырезаны диалоги из книги и жизнь дозоров. Книга об Иных чуть не превратилась в фильм-бытовуху. К счастью, не превратилась, хоть и была близка.
Бросалась в глаза реклама: «Нескафе», пельмени. Всеобщий смех вызвала реклама МТС на фоне финальной битвы
А то, что сюжетные линии пострадали, - не так и страшно. Ну и что, что Егор оказался сильнейшим иным и сыном Антона Городецкого... Зато такого фильма в России еще не снимали.
Михаил Гончаров,
Фонтанка.ру