Только закончилась одна зима, как петербургские дорожники начали готовиться к следующей. Уже сейчас в наш город направляются тонны противогололедных материалов, которыми будут убирать улицы будущей зимой.
Ничего нового нас не ожидает: дороги по-прежнему будут посыпать солью и песком. Как сообщила корреспонденту Фонтанки помощник директора ГУП «Спецтранс» Ольга Боженкова, мелкий песок намывают со дна Финского залива, а соль привозят с Урала и из Белоруссии. Конкурсная комиссия решила, что песок, как и в прошлом году, будет поставлять ОАО «Рудас», которое уже 25 лет обеспечивает предприятия Петербурга и Ленинградской области песком для строительных работ и гранитным щебнем. Поставщиков соли два – белорусское предприятие «Белнефтехим-Рос» и московская компания «Минералтрейдин», продающая соль из Соликамска.
Уже сейчас на склады специализированных предприятий доставлено 3,5 тысячи тонн соли и 2,7 тысячи тонн песка. 20 мая в Петербург прибудут еще 3 теплохода с солью, каждый по 2 тысячи тонн. Нынешним летом город закупит 130 тысяч тонн песка и 170 тысяч тонн соли. Все противогололедные материалы будут завезены в город до начала зимнего периода, который в ГУП «Спецтранс» начнется уже в октябре. Как и в прошлом году, поставляемая соль будет обработана антислеживателем. Поставщики соли предоставили паспорт, где указан ее химический состав, сертификат соответствия, который выдается Госстандартом России, и санитарно-эпидемиологическое заключение.
Соли в этом году будет закуплено больше, чем в прошлом. Это связано с тем, что в течение 2005-го года все городские тротуары, расположенные вдоль дорог города, – а это 17,5 миллиона квадратных метров – будут переданы на баланс дорожных специализированных предприятий. По словам Ольги Боженковой, ГУП «Спецтранс» раньше вообще не занимался уборкой тротуаров - это входило в задачу предприятий, подведомственных Жилищному комитету. Несколько лет назад ГУП «Спецтранс» было передано 800 тысяч квадратных метров тротуаров, а с прошлого года процесс передачи стал более интенсивным. Между тем, от соли страдают мосты Петербурга, о чем неоднократно заявлял директор ГУП «Мостотрест» Юрий Петров. Несмотря на это, применение каких-либо новых антигололедных материалов следующей зимой не планируется. По словам Ольги Боженковой, хотелось бы применять более безопасные средства, но на это не хватит средств, выделенных из городского бюджета на закупку противогололедных средств. В то же время новые противоголедные реагенты (хлористый кальций модифицированный и ацетат калия), которые используются в Москве, являются чистой химией и оказывают не менее вредное воздействие, чем соль в Петербурге. При этом стоят они в 7-10 раз дороже. Соль же, которая применяется на дорогах, почти ничем не отличается от пищевой, только проходит менее глубокую очистку.
За границей используются в основном сходные с московскими химикаты. В США - хлористый кальций, в Германии – магний. Надо отметить, что в некоторых странах Северной Европы применение хлоридов кальция ограничено, а в Норвегии использование солей в борьбе с гололедом запрещено уже более 10 лет. В Швейцарии и Австрии дороги обрабатывают фрикционными материалами - смесью песка и мелкого щебня.
В Финляндии борются с гололедом, посыпая тротуары мраморной крошкой. Весной ее собирают, моют и хранят в специальных ящиках на улице.
Мария Мокейчева,
Фонтанка.ру