В наше время уже трудно удивить кого-то информацией об умышленном убийстве. Однако когда жертвой преступников становится спортсмен, это вызывает некоторое недоумение. Чуть больше двух месяцев назад был убит Валерий Сесин, человек достаточно известный в кругах восточных единоборцев России. Кому было выгодно это убийство?
В наше время, к сожалению, уже трудно удивить кого-то информацией об умышленном убийстве человека. Будь он предпринимателем, бандитом или бомжом. Привыкли к этому, кажется, неизбежному злу. Однако когда жертвой преступников (и не на бытовой почве) становится спортсмен, это вызывает некоторое недоумение.
Чуть больше двух месяцев назад, 28 апреля, около половины десятого утра, около дома N1 по Псковской улице был убит Валерий Сесин, человек, достаточно известный в кругах восточных единоборцев России. Киллер, следивший за ним, выбрал удобный момент: открыл огонь из пистолета, когда Валерий невольно подставил спину, наклонившись над открытым багажником автомобиля.
К сожалению, знания и опыт 34-летнего мастера восточных единоборств (черный пояс, 2-й дан), руководителя Санкт-Петербургского клуба реального айкидо, в этой ситуации оказались бесполезными. Между тем преступление на Псковской улице имело давнюю и еще более трагическую предысторию...
10 октября 2003 года, около 22 часов, у коллективной автостоянки по улице Тельмана собрались две группы мужчин, приехавших на автомобилях. Непонятный для посторонних конфликт между ними закончился стрельбой: один из неизвестных выхватил пистолет и произвел три прицельных выстрела. После чего стрелявший и его приятели прыгнули в машину и уехали. А примерно в половине двенадцатого ночи в больницу Святого Георгия на Северном проспекте обратились за помощью двое раненых, доставивших на машине третьего, который был ранен в живот, едва подавал признаки жизни и там же, в больнице, скончался. Раненым, Сергею Афанасенкову и Валерию Сесину, оказали медицинскую помощь и госпитализировали. Телефонограмма о криминальном происшествии поступила в Выборгское РУВД. Несколько позже установили личность погибшего, им был Юрий Грязон.
11 октября прокуратура Невского района Петербурга (по месту совершения преступления) возбудила уголовное дело по статье «убийство» УК РФ, и началось следствие. Довольно быстро все участники конфликта были установлены и допрошены. Спустя два месяца, в декабре 2003 года, появилось постановление о привлечении к уголовной ответственности в качестве обвиняемого Александра Дружинина, 1964 года рождения, уроженца города Кировска Мурманской области. Его объявили в федеральный, а затем и в международный розыск. Однако все усилия сыщиков оказались тщетными, и в феврале следующего года предварительное следствие по уголовному делу было приостановлено.
Что же за конфликт произошел на улице Тельмана дождливым октябрьским вечером 2003 года? По словам вдовы Юрия Грязона, в начале лета 2003 года ее муж, предприниматель, приобрел для нее автомобиль «ВАЗ-21099». Но «девятка» оказалась трудной в управлении, и, поездив на ней пару-тройку раз, она отказалась от этой машины. Решили купить другую, а «девятку», разумеется, продать. Вот тут-то и возникли неожиданные проблемы: на этих «Жигулях», выражаясь милицейским сленгом, стоял «маячок». То есть «девятка» была занесена в соответствующую базу данных ГАИ как криминальная, и снять ее с учета оказалось весьма непросто. Вероятно, тогдашний владелец машины Чернявский мог попасть в какое-то ДТП или его «девятку» могли угнать, а затем нашли и вернули. Вот и появился на ней упомянутый «маячок».
В конечном итоге, видимо, проблему с машиной решили. Однако потенциальный клиент передумал ее покупать, и Юрий Грязон решил вернуть «девятку» Чернявскому. И определился с ним о времени и месте встречи. Встречу назначили на вечер 10 октября в районе КАС-14 на улице Тельмана. Несмотря на то что тема предстоящей встречи обоим казалась ерундовой, ехать в одиночку они не решились. Юрий Грязон договорился, чтобы его сопровождали хорошие знакомые: Валерий Сесин, тренировавший его сына в клубе айкидо, и Сергей Афанасенков, питерский предприниматель. Андрей Чернявский, видимо опасавшийся силового развития событий, заручился поддержкой своего приятеля, который пригласил еще одного человека, настоящее имя которого никто не знал.
В ходе встречи Юрий Грязон мог потребовать от Чернявского деньги за машину и компенсацию средств, затраченных им при снятии «девятки» с криминального учета. Скорее всего, у Чернявского таких денег не оказалось, после чего мирный разговор мог перейти в ругань, завершившуюся дракой. Один из оппонентов Грязона и его друзей неожиданно выхватил из-под куртки пистолет и открыл огонь.
В ходе следствия появился словесный портрет неизвестного мужчины, открывшего стрельбу из пистолета. По описанию, он имел довольно характерную внешность - с искривленным в результате травмы носом - и был очень похож на Александра Дружинина, человека, проходившего по милицейским картотекам. Его и начали искать.
Дружинин же, по слухам, имел какое-то отношение к Владимиру Кулибабе, вице-президенту скандально известной Академии национальной безопасности (АНБ). Говорили, что они когда-то вместе учились в Институте физической культуры имени Лесгафта.
Владимир Кулибаба - известный в городе предприниматель, а его имя всегда связывали с покойным Константином Яковлевым (Костей Могилой), деловым партнером в бизнесе, и даже называли ближайшим помощником. Впрочем, ходили разговоры и о некоем конфликте между ними, якобы имевшем место незадолго до гибели Яковлева.
«Барбалетта»
14 февраля 2003 года Городской суд Санкт-Петербурга вынес оправдательный приговор группе из четырех человек, обвиняемых в убийстве директора стивидорской фирмы «Барбалетта» Игоря Трофимова и его секретаря Виктории Яковлевой в 1997 году, а также еще в нескольких убийствах и покушениях на убийство.
Это была своего рода сенсация. Ведь на скамье подсудимых, по версии предварительного следствия, оказалась вся криминальная цепочка - от заказчика до киллера. Нашлись многочисленные свидетели, было обнаружено и изъято оружие. Но через девять месяцев судебных заседаний все обвиняемые были оправданы и освобождены из-под стражи в зале суда. (Подробности обо всем этом в еженедельнике «Ваш тайный советник» N6 (61) от 17.03.2003 были опубликованы в материале под заголовком «Торжество справедливости, или Новый УПК в действии?».)
Одним из фигурантов по делу о «Барбалетте» проходил Александр Дружинин. Более того, тогда, по мнению предварительного следствия, Дружинин выступал как раз тем самым конечным звеном криминальной цепочки, то есть киллером. Его в тот раз опознали несколько свидетелей, включая случайного - сотрудника Управления уголовного розыска. Не говоря уже о выжившей жертве покушения на убийство, Вячеславе Иванове, который давно знал Дружинина.
7 сентября 1998 года на Пулковском шоссе мотоцикл «Ява» с двумя седоками догнал автомобиль «Жигули», и один из преступников открыл огонь по машине из автомата типа «Скорпион». В результате этого нападения Вячеслав Иванов и его спутница, находившиеся в машине, получили ранения.
Этот эпизод вошел в уголовное дело «Барбалетты». По показаниям потерпевших на следствии и в суде, стрелял в них из автомата Александр Дружинин.
Однако федеральный судья Елена Волкова посчитала, что показания потерпевших (за исключением самого факта нападения на них) носят крайне противоречивый характер. А так как все сомнения толкуются в пользу обвиняемых, то факт покушения на убийство именно Дружининым суд посчитал недоказанным.
Пока только одна версия...
Что бы ни говорили о недоработках предварительного следствия по делу «Барбалетты» и, соответственно, вердикте суда, главное, думается, в другом: на свободе оказался человек, очень скоро обвиненный в совершении еще одного тяжкого преступления и объявленный в международный розыск.
Сотрудники правоохранительных органов, судя по материалам уголовного дела, считают Александра Дружинина, бывшего взрывника на горно-обогатительном комбинате, с 1983 по 1985 год проходившего срочную службу в спортивной роте в должности стрелка, профессиональным исполнителем по меньшей мере одного убийства.
Но этого, разумеется, не знали (и не могли знать) Юрий Грязон и его приятели, оказавшиеся в тот трагический вечер на улице Тельмана. Причем кажется сомнительным, чтобы кровавая разборка произошла по столь банальному в наше время поводу: непрестижной отечественной автомашины, к тому же не новой. Правоохранительные органы предполагают, что проблемная «девятка» была лишь предлогом, за которым скрывалось нечто другое, более серьезное. Возможно, этим серьезным был морской порт, к лесному терминалу которого Юрий Грязон, по словам его вдовы, имел непосредственное отношение, так как занимался поставками леса.
Чьи интересы пересеклись в морском порту, мы можем только догадываться. В любом случае предприниматель Грязон был там, наверное, слишком мелкой фигурой, чтобы рассматривать его всерьез в качестве сколько-нибудь серьезного конкурента.
* * *
Недавнее убийство профессионального спортсмена, мастера восточных единоборств Валерия Сесина лишь добавило загадок в преступный эпизод полуторагодичной давности. А не связаны ли эти два преступления? Если да, то как?
Пока среди прочих версий (среди которых есть и коммерческая) вырисовывается, пожалуй, основная: кто-то убрал Валерия Сесина как одного из потенциально опасных свидетелей (он же - потерпевший) преступления на улице Тельмана. Ведь опознание человека по фотографии и реальное опознание - не одно и то же. Только в случае реального опознания человека у суда больше шансов безоговорочно принять данное доказательство.
Кстати, некоторые наши источники считают, что почерк убийцы Сесина очень напоминает эпизоды из уголовного дела «Барбалетты»: киллер, как правило, стрелял в жертву, когда та не могла убежать.
И еще о почерке. 25 мая 2003 года в Москве был убит уже упоминавшийся Константин Яковлев. Способ исполнения этого преступления был довольно специфическим: киллеры изрешетили автомобиль с предпринимателем, стреляя из автоматов с движущегося мотоцикла. Не правда ли, очень похоже на стрельбу по машине на Пулковском шоссе, когда жертвы чудом остались в живых?
Подобный способ требует от исполнителя высокого профессионализма и на практике встречается крайне редко, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. За последние десять лет в Петербурге таким гангстерско-киношным способом было совершено только одно, вышеупомянутое преступление. Поэтому после убийства Кости Могилы петербургские сыщики высказали предположение о том, что исполнителями обоих преступлений могли быть одни и те же люди...
Владимир Дудченко,
Фонтанка.ру
P.S. 28 июня следствие по уголовному делу об убийстве Валерия Сесина было продлено.
Публикуется с сокращениями. Полностью материал опубликован в еженедельнике «Ваш тайный советник», N25 (154) 4 июля 2005 г.