В ближайшее время владелец сотового телефона сможет переходить от одного оператора к другому, не меняя номер. Вчера Минсвязи представило проект правил переноса абонентского номера – Mobile Number Portability (MNP – переносимость мобильного номера).
Введение такой процедуры, бесспорно, приведет к новым тарифным войнам между сотовыми компаниями. Если сейчас между операторами «мечутся» абоненты, желающие сэкономить копейку или воспользоваться бонусами новых клиентов (типа пять долларов на счет при покупке пакета за 50 рублей), то с внедрением MNP новые договоры пойдут заключать и солидные клиенты – те, кто до сих пор терпел своего оператора только из желания сохранить номер.
Разработанными Министерством информационных технологий и связи России Основными положениями по взаимодействию абонента и оператора подвижной радиотелефонной связи при переносе абонентского номера вводится понятие «зона переносимости абонентского номера» – территория, в пределах которой обеспечивается перенос абонентских номеров между сетями подвижной радиотелефонной связи. Пока таблица «сочетаемости» не опубликована.
Проект предусматривает безусловное право абонента перенести свой номер другому оператору. Причем это касается и федеральных номеров. То есть, в скором времени по коду 921 будет вызваться нью-абонент или МТС, или Би-Лайн, или TELE2. Это может привести к путанице с тарификацией звонков со стационарных телефонов. Ведь сейчас, вызывая с питерского телефона, например, московский номер Би-Лайн (тот же 905), нужно платить как за звонок в Москву. И, если завтра этот номер перейдет в другую сеть, отличить петербуржцев от москвичей будет практически невозможно.
Формально брать штрафы за «выход» из сети будет нельзя. Абоненту может быть отказано в переносе номера из одной сети в случае, если на день подачи заявления оказание услуг приостановлено. В том числе и из-за наличия задолженности. То есть, правильнее будет довести счет до 1 цента (фактически обнулить) и подавать заявление. Обязанность возвращать остаток на счету правила не содержат, тогда как во многих договорах операторы сотовой связи предусматривают «конфискацию» аванса расторгающего договор клиента в пользу компании. Если же оператор допустил наличие отрицательного остатка, но не приостановил (заблокировал) мобильник, то абонент может уйти, а долги компания вынуждена будет взыскивать через суд.
Правила обжалования отказа в переводе номера усложнены. Оператор может рассматривать претензию в течение двух месяцев. Но в сложившейся ситуации ему это будет невыгодно: за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по переносу абонентского номера оператор будет уплачивать неустойку в размере 3 процентов в час (!) от суммы платежа, внесенного абонентом при заключении договора. То есть, если оператор не захочет вас отпускать по нефинансовыми причинам, то стоит внести на счет большую сумму и подать заявление. А потом получать доход на этот вклад в 26 тысяч процентов годовых.
Операторы сотовой связи нововведения восприняли с пониманием. По словам Марины Белашевой, пресс-секретаря ОАО "МегаФон", в компании считают, что появление проекта "Основных положений по взаимодействию..." очень своевременно. «Закрепление принципа MNP будет дополнительно стимулировать конкуренцию между операторами мобильной связи. Новый механизм переноса номера отражает реальности сегодняшнего дня, он выгоден, прежде всего, самим абонентам. С введением услуги MNP операторы будут бороться за абонентов исключительно с помощью маркетинговых инициатив, не прибегая к "сдерживающим" методам», - говорят в «Мегафоне».
В компании «ВымпелКом» считают, что проект Минсвязи в России вполне осуществим. «В Европе такой принцип уже действует несколько лет, к примеру, в Великобритании появился в 2000 году и пользуется большим спросом у населения. Это очень удобно для абонента, кроме того, введение MNP - справедливая возможность для абонента, - говорит Юлия Остроухова, пресс-секретарь ОАО "ВымпелКом". - Массовый рынок не так чувствителен к смене своего номера, но, если говорить о бизнес-клиентах, то для них номер связан с их прямой деятельностью, контактами, контрактами. То есть, по сути, это их рабочий инструмент. Такие клиенты, возможно, давно мечтают о смене оператора, но не могут этого сделать из-за того, что их номер известен широкому кругу нужных им людей». В «ВымпелКоме» уверены, что от введения данной услуги компания только выиграет: «Мы ожидаем большого притока новых абонентов, кого от подключения к нашей сети "Билайн" сдерживал только один фактор - их номер» .
Напомним, однако, что пока это только проект, который однозначно будет серьезно меняться. И дата введения новых правил в действия пока не объявлена.
Павел Нетупский,
Николай Конашенок,
Фонтанка.ру