19 февраля, в Петербурге выступил Алексей Айги со своим ансамблем 4'33. Концерты этого музыканта с мировым именем в нашем городе можно пересчитать по пальцам. Корреспонденты "Фонтанки" отправились в клуб "Платформа", чтобы не пропустить это событие, - они ждали почти год.
В воскресенье, 19 февраля, в Петербурге выступил Алексей Айги со своим коллективом 4'33. И тому, кто этого не слышал, можно только посочувствовать. Музыкант живет в Париже и чаще выступает в Европе, чем в России. Во всяком случае концерты 4'33 в Петербурге можно пересчитать по пальцам. Последний раз это было почти год назад. Корреспонденты "Фонтанки" не могли пропустить такое событие и отправились в клуб "Платформа", чтобы снова окунуться в неимоверную экспрессию музыкальных опытов Айги.
Для тех, кто не в курсе: музыку 4'33 приблизительно можно охарактеризовать как сплав классики, джаза, рока и электроники. Ансамбль играл вместе с Яном Тирсеном, выступал и продолжает выступать с французским композитором Пьером Бастьеном и джазовой вокалисткой Миной Агосси. Французские музыканты иногда дают совместные концерты в Москве, а ансамбль 4'33 так часто выступает во Франции, что его иногда уже считают национальным французским достоянием. Алексей Айги известен в России и как кинокомпозитор, создавший музыку к фильмам "Страна Глухих", "Любовник", сериалу "Каменская" и немым фильмам Бориса Барнета.
Традиционный состав 4'33 – скрипка, виолончель, духовая секция, клавиши, бас-гитара и барабаны. Творения Айги, составленные в основном по принципам классической музыки, обладают мощнейшей выразительной силой. Практически каждая композиция – маленькая симфония с завязкой, развитием и кульминацией. Фирменный стиль 4'33 – экспрессивное развертывание музыкальной темы (мелодии или ритмического рисунка) до ее окончательного "драйвового" предела. В буквальном смысле – то, что одиноко начала скрипка, постепенно и неотвратимо превращается в сложный контрапунктный поток, сильно утяжеленный низкими частотами. Этот вихрь обрушивается со сцены – и устоять под ним без эмоций невозможно. Эффект потрясающий – буквально шевелятся волосы на затылке. Хочется и хохотать, и рыдать – психотерапия не для слабонервных. Такое можно испытать, только сидя над оркестровой ямой, в которой "выкладывается" полный симфонический состав. И то не всегда...
Выступление было заявлено, как презентация нового – концертного – альбома Live @ Loft, записанного в Германии. Отсюда – музыкальная программа вечера состояла по большей части из уже известных по записям и другим выступлениям композиций. Особо отметим версию N2 знаменитого хита Equus, образец авторского мрачного романтизма – произведение "Маньяк Лаваль", а также Second Hand Tango (все композиции в жанре танго у 4'33 крайне удачны).
Как это всегда бывает с хорошими концертами, - они очень быстро и неожиданно заканчиваются. После двукратного выхода на бис, 4'33 и публика поблагодарили друг друга за вечер. Публика в "Платформе" слегка рассосалась, и желающие поклонники перешли на неформальное общение с музыкантами. В очередной раз, возможно, 4'33 посетят Петербург весной. Выйдет ли это, покажет время – будем надеяться на усилия организаторов. Но пока – эхо концерта громко звучит внутри.
P.S. Во вторник, 21 февраля, стало известно, что в Москве на 72-м году жизни скончался отец Алексея Айги - известный поэт Геннадий Айги. Его стихи переведены на большинство европейских языков. В 1987 году поэт стал лауреатом премии Андрея Белого, в 2000 году стал первым обладателем премии имени Бориса Пастернака. "Фонтанка" приносит свои соболезнования музыканту.
Михаил Плевако
Фото: Елена Молчанова