Утро субботы началось с сенсации: кража из Эрмитажа раскрыта. Так ли это на самом деле, еще предстоит уточнить. С уверенностью можно утверждать лишь то, что следствие значительно продвинулось вперед и ухватилось за «ниточку», ведущую, по крайней мере, к трети пропавших экспонатов. Еще одна сенсационная подробность заключается в том, что «ниточкой» стала родня хранительницы Эрмитажа, умершей во время проверки русского отдела музея.
Задержание двух подозреваемых по делу о краже из Эрмитажа официально не подтверждает ни одно ведомство, «причастное тайне». От комментариев отказываются и в Генеральной прокуратуре (с 4 августа взявшей расследование на себя), и в МВД, под чьим особым контролем находится работа сыщиков. В самом Эрмитаже и в Росохранкультуре говорят, что сенсационную новость узнали от журналистов, примерно в том же духе высказался и директор Эрмитажа Михаил Пиотровский. Не спешат рапортовать об успехах и в петербургском ГУВД, на плечи оперативников которого легла нелегкая работа по розыску пропавших ценностей. Официальные комментарии ожидаются не раньше понедельника, когда следствие выйдет в суд с ходатайством об избрании для задержанных меры пресечения. Пока же даже о наличии задержанных никто говорить не хочет. И это вполне понятно – дело сложное, государственной (без преувеличения) важности, и ошибаться здесь нельзя. А ну как задержанные вовсе и не «те самые»? Или возьмут да и откажутся потом в суде от своих показаний, ссылаясь на то, что их «ославили» в прессе в первые часы после задержания и что, мол, именно из газет они узнали о том, что «нужно говорить»?
Показания же пока, по имеющейся у «Фонтанки» информации, даются признательные и позволяют пролить свет на ЧП в Эрмитаже. Ответом на некоторые вопросы являются сами задержанные. По крайней мере, один из них. Это, по данным наших источников, 54-летний Николай Завадский – супруг умершей во время проверки Русского отдела Эрмитажа Ларисы Завадской, одной из хранительниц разворованной коллекции. В Петербурге Николай Генрихович Завадский известен как преподаватель истории в Государственном университете физической культуры имени Лесгафта. Злые языки вечно не довольных студентов на студенческих форумах в интернете характеризуют его так: «Замечательный человек... Берет за 4-ку 4 сотни, за 5-ку 5 сотен» (проще говоря, 100 рублей экзаменационный бал). Впрочем, чего только не напридумают студенты о своих преподавателях?
Кроме того, в субботу в правоохранительные органы для допроса в качестве свидетеля доставлялся 25-летний сын Завадских, тоже Николай (он также работал в Эрмитаже, откуда уволился два года назад – якобы из-за низкой зарплаты). Уже к вечеру следующего дня он был задержан, как и отец, по подозрению в причастности к краже. По имеющейся у «Фонтанки» информации, с самого начала именно к нему имело вопросы следствие. В целом «семейная» версия рассматривалась в числе приоритетных с первых минут расследования, в связи с чем Завадские даже были взяты под наблюдение.
На Завадского-старшего подозрения пали в связи с обнаружением порядка сотни залоговых квитанций из ломбардов на его имя – вполне вероятно, что среди сданных вещей могли находиться и пропавшие из Эрмитажа. Сейчас это устанавливается. Второй задержанный, по предварительным данным, являлся «связным» между Петербургом и Москвой, куда отправлялись некоторые из музейных экспонатов. Так что когда московский антиквар передал Росохранкультуре один из пропавших сосудов для причастия, сыщики якобы лишь утвердились в своих подозрениях. А показания задержанных подтвердили версию директора Эрмитажа Михаила Пиотровского о том, что хищения продолжались в течение нескольких лет, но не десятилетий - по крайней мере, в период 1999-2004 годов. Два года назад, по данным оперативников, «активная фаза» пропажи вещей завершилась. В это же время по стечению обстоятельств из Эрмитажа уволился Завадский-младший. Насчет роли в этой истории скоропостижно скончавшейся хранительницы Ларисы Завадской следствие пока что не имеет однозначного мнения.
Еще в пятницу вечером ее муж Николай Завадский в разговоре с корреспондентом «Фонтанки» в очередной раз характеризовал свою супругу как исключительно порядочного человека и настоящего профессионала. Никаких признаков беспокойства в речи Николая Генриховича не было. Возможно, он даже не догадывался, что его ожидало в ближайшие часы. Не доверять мнению Завадского-старшего о своей супруге у нас нет причин. Да и коллеги отзываются о покойной только положительно. Может быть, женщина не знала, что происходит за ее спиной, или против воли оказалась в непростой и неприятной ситуации? Ответы на эти вопросы должно дать следствие.
Не исключено, что в ближайшее время в истории кражи из Эрмитажа появятся новые фигуры, а пропавшие вещи продолжат «всплывать» в разных городах. Вполне возможно, что многих антикваров ждут неприятные визиты оперативников. По данным «Фонтанки», они уже побывали у одного из питерских антикваров (с необходимой санкцией осмотрели иконы в квартире коллекционера Максима Шепеля). Вероятно также, что сами коллекционеры продолжат безвозмездно возвращать в Эрмитаж пропавшие ценности: узнав о том, что они владеют крадеными вещами, добровольные приобретатели стараются избавиться от них. Возвращение иконы «Собор всех святых» и потира – тому подтверждение. По сообщениям информагентств, за выходные милиции были переданы еще несколько предметов, по предварительным данным, относящихся к числу похищенных из Эрмитажа. Но прежде всего этого мы узнаем результаты проверки Эрмитажа московскими комиссиями. Росохранкультура уже заявила, что в системе учета и хранения экспонатов в музее есть большие пробелы...
Светлана Тихомирова, Елена Гусаренко,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Кража из Эрмитажа: В Росохранкультуре рады успеху сыщиков;
В деле о краже экспонатов из Эрмитажа появились первые подозреваемые
Комиссия Росохранкультуры: в системе охраны экспонатов Эрмитажа выявлены сбои;
Кража из Эрмитажа: иногда они возвращаются;
Проверка в Эрмитаже вредит вашему самосознанию;
Из-за кражи века в Эрмитаже головы не полетят?;
Похищенные из Эрмитажа экспонаты участвовали в выставке в 2000 году;
Михаил Пиотровский прокомментировал хищение экспонатов;
По факту хищения экспонатов из Эрмитажа возбуждено уголовное дело;
Кража в Эрмитаже: не обошлось без «оборотней»?