На Литейном проспекте под угрозой разрушения оказался дом князя Мурузи — памятник архитектуры XIX века. Трещина в 30 см прошла по стене дома рядом с квартирами, где в разное время жили Гиппиус и Мережковский, Гумилёв и Бродский. Причиной послужил снос соседнего здания.
Как передает НТВ-СПб, внешне Дом Мурузи по-прежнему выглядит крепким и надежным. Только если приглядываться, на нем можно заметить небольшие трещины. Но во дворе и внутри дома картина говорит сама за себя.
Здесь кажется, что дом действительно трещит по швам. Огромная щель от фундамента до кровли на внутреннем флигеле как будто отделила один подъезд от всего здания. На лестнице, откуда открывается вид на стройплощадку, тоже явные признаки разрушений, кирпичи просто вываливаются из кладки.
За такими угрожающими изменениями жильцы квартир с ужасом наблюдают с весны. Осыпающаяся на голову штукатурка теперь незначительное неудобство по сравнению с разломами конструкций дома.
Надзорные службы установили по всему дому маячки. Но в некоторых наиболее показательных местах прикрепили их странным образом. Датчики не ломались, а вываливались вместе с кирпичами. Решая насущные проблемы, люди сами невольно определили интенсивность движения стен своих квартир.
Меры, по словам чиновников, начали принимать еще с весны. Тогда же районный жилищный комитет посчитал нецелесообразным проведение комплексного обследования дома. А комитет по градостроительству в письме указал: реконструкция со сносом частей здания, которую изначально утвердил КГИОП, осуществлялась без соответствующего разрешения. Теперь выясняется, что виновных нет.
Как говорит ведущий специалист Центрального района Управления Госстройнадзора Вячеслав Агапов, «никто не виноват, что дом разрушается. Просто образовалось такое состояние грунта: когда-то на грунт давили рядом строящиеся дома. Грунт имел определенную плотность, устойчивость. Нагрузку сняли, и грунт стал иметь разжиженную обстановку и пошел в свободную сторону».
Дом, который снесли, не относился к шедеврам петербургской архитектуры, хотя был создан Фёдором Демерцовым — учителем Воронихина. Его казармы конной артиллерии считались рядовой застройкой, поэтому об их ценности никто не задумался. Так же, как и о том, что случится после масштабных строительных работ.
Теперь уже рушится не типовое здание, а памятник, история которого не ограничивается только дворцовыми тайнами. Если дом Мурузи не выдержит, город потеряет еще и часть литературного Петербурга.