Тимур Качарава стал жертвой провокации со стороны людей из весьма известной в городе экстремистской организации. Эти люди воспользовались конфликтом между друзьями Качаравы и профашистски настроенными скинхедами, чтобы натравить последних на ненавистного им студента. В каком-то смысле Качарава погиб в результате так называемых уличных войн между неформальными молодёжными группировками, в которых сам принимал участие. Таковы ключевые моменты возбужденного по факту одного из самых резонансных экстремистских убийств прошлого года уголовного дела. Сейчас обвиняемые знакомятся с его материалами, после чего дело будет передано в суд.
Напомним историю. Ровно год назад, 13 ноября, около магазина "Буквоед" на Лиговском проспекте десяток подростков неожиданно и без всяких видимых причин набросились на студентов Санкт-Петербургского государственного университета Тимура Качараву и Максима Згибая. Нападавшие были неприметно одеты, они не имели характерный для скинхедов внешний вид и выкрикивали малопонятный случайным прохожим лозунг: "Бей антифа!". Избиение продолжалось несколько минут: когда приятели студентов выбежали из "Буквоеда", всё было кончено. Тимур Качарава лежал в луже крови на асфальте, рядом загибался от побоев Максим Згибай. Тимур умер практически сразу от полученных ножевых ранений, Максим отделался сравнительно легкими травмами. Преступники, естественно, разбежались - несмотря на огромное количество случайных свидетелей, среди которых нашлись и те, кто даже попытался задержать убийц.
Это преступление буквально взорвало общественное мнение, которое трактовало произошедшее однозначно: очередная дикая выходка скинхедов. Теперь понятно: в принципе, так оно и было, но есть нюансы. Не будем спешить с окончательными выводами - до суда их делать неправильно. Но некоторые ставшие нам известными подробности позволяют увидеть ситуацию немного под другим углом зрения. Да, эта драма на совести фашиствующих подростков, но, похоже, убийство Тимура – первое, имеющее достаточно любопытную организационную предысторию.
Долгое время сотрудники правоохранительных органов топтались на месте - несмотря на огромный массив перелопаченной информации. Максимум, что удалось выяснить на первичном этапе расследования - картину самого преступления и небольшую, даже совсем маленькую, часть подготовки к нему.
В тот день Тимур Качарава со своими приятелями проводили публичную акцию - кормили бездомных бесплатными обедами на Владимирской площади. Говорят, Тимур периодически участвовал в таких акциях как антифашист (акция называлась «Еда вместо бомб»). Именно там, как рассказали свидетели, группа агрессивного вида подростков начала следить за Тимуром и его товарищами - об акции и месте ее проведения было известно заранее.
Когда еду роздали, ребята направились пешком к Московскому вокзалу, чтобы проводить своего приятеля-москвича на поезд. Зашли в "Буквоед", причём не все - Тимур и Максим остались на улице, допивали пиво. Именно этот момент до сих пор остававшиеся незамеченными преследователи сочли наиболее удобным для нападения...
Позже выяснилось, что убивать Тимура установки не было. Хотели сильно избить в отместку за предыдущую драку - 9 ноября в Таврическом саду группа "антифа" сильно избила фашиствующих скинхедов. Говорят, несколько "фа" даже оказались в больнице, в частности серьёзную травму головы получил скинхед по кличке «Ватруха», ныне обвиняемый по делу Качаравы и Згибая. Среди "победителей" той драки был и Тимур, которого обозленные скинхеды узнали в лицо и решили отомстить.
Кстати, уличные бои под соусом "фа-антифа" описывают как весьма жёсткие. С кастетами, дубинками и разбитыми о головы противников пивными бутылками. Причём, обе стороны частенько снимали побоища на видеокамеры и обе стороны практически никогда не обращались в милицию. Зато договаривались и дрались снова - для ощущения борьбы - победить в таких схватках всё равно невозможно. Но некоторые получали весьма серьезные травмы, как это произошло 9 октября 2005 года в Таврическом саду. После чего Качараве и решили отомстить. Дальше - эксцесс исполнителя. Среди "мстителей" оказался неуравновешенный человек, которому захотелось крови. Пока другие били руками и ногами, он достал нож...
Обо всём этом стало известно гораздо позже, когда преступники уже были задержаны. Но интересно другое. Ещё тогда, через несколько дней после убийства Тимура нам стало известно одно любопытное обстоятельство. Люди видели группу агрессивно настроенных подростков, которые стояли в сотне метров от «Буквоеда» в ожидании удобного момента для нападения. В этой компании выделялся один человек – с речью образованного человека и одетый в хороший костюм с галстуком. Он совсем не был похож на скинхеда, но скинхеды почему-то беспрекословно его слушались. Более того, говорят, что именно человек в костюме давал команду атаковать и торопил боевиков, чтобы они успели наброситься на Качараву и Згибая, когда те остались одни.
Кто этот человек? Что общего между ним и фашиствующими молодчиками? Тут своевременно рассказать ещё одну предысторию. Говорят, человека в костюме видели в офисе одной весьма известной в городе общественной организации. А ещё говорят, что именно в этот офис пришли скинхеды, побитые в Таврическом саду, с просьбой помочь им узнать, кто те люди, которые их били. В этот момент в нашей истории и всплывает человек в костюме, который, якобы, показал им фотографии, в том числе Тимура Качаравы. Тимура узнали, так родилось решение нанести ответный удар. Только вот есть мнение, что роль Тимура в драке была далеко от главной – он не боевик. Зато у тех, кто подсунул скинхедам его фотографию и помог организовать нападение, могли быть к Качараве свои претензии.
Поэтому мы очень хотим, чтобы человек в костюме был найден и задержан правоохранительными органами, потому что ответы на вопросы об организационной составляющей экстремизма намного важнее привлечения к уголовной ответственности нескольких отморозков. Сегодня знакомятся с материалами дела 8 человек. В том числе одного из них, по кличке Риттер, обвиняют в убийстве Качаравы.
Такова история одного из самых резонансных преступлений 2005-го года. История немудрёная, но с контекстом. Все, кто соприкоснулся с ней, сделали для себя маленькое открытие. Оказывается, мир не делится на плохих парней, которых мы привычно называем скинхедами, и которым отводим роль по ту сторону баррикад, и на остальных, которые от этих плохих парней страдают. Всё сложнее. Существует целая молодёжная субкультура, где много чего перемешано: панки, анархисты, скинхеды-фа и скинхеды-антифа, и просто фа и просто антифа. Список можно продолжить, дело не в названиях. А ещё есть те, кто научился ими пользоваться.
Цивилизованный мир столкнулся с улицей, слегка покорёженные мозги которой впитывают ошмётки самых неожиданных политических взглядов и течений. В цивилизованном мире всё выстроено намного красивее, правильнее, но он всё равно в единоборстве с улицей проигрывает. Потому что улица начинает диалог с удара кастетом, а её жертвы привыкли в спорных ситуациях консультироваться с психоаналитиками.
Остальное - слова. Они, наверняка, будут сказаны в суде и оформлены в виде приговора. И таких приговоров будет ещё очень много, потому что не сделано главное. Государство не умеет предложить подросткам альтернативу. Государство не платит учителям, врачам, оно не поддерживает малообеспеченные семьи, в которых растут дети. И детям не дают выбор, им остаётся улица. А какие мысли они на ней подцепят, чем будут заниматься - тут уж как сложится, как кому повезёт.
Сергей Новиков
Полный вариант этой статьи читайте в газете «Ваш Тайный советник»
от 13 ноября 2006 года.
Ранее по теме:
Прокуратура нашла в Петербурге экстремизм
Внук погибшего в войне с фашизмом подался в скины
Эта улица - только для белых?
Убийство Тимура Качаравы прокуратура считает раскрытым
Заявление пресс-службы губернатора по поводу расследования убийства Тимура Качаравы
Реконструкция убийства
Петиция по делу об убийстве студента философского факультета СПбГУ Тимура Качаравы
Президента России просят взять под контроль "дело Качаравы"
Демократы и левые объединились в борьбе против фашистов
Ректор СПбГУ: "Я потребую у властей города обеспечения безопасности студентов"
У Смольного вспоминали Качараву
Нападение на Лиговском