Реализуемая Смольным транспортая реформа сегодня вновь оказалась под прицелом критики. «Нелегальные» перевозчики, не прошедшие конкурс на право возить пассажиров, обвинили городские власти в искусственном взвинчивании цен на проезд в общественном транспорте. А глава антимонопольной службы Коломийченко высказал сомнение в законности проведенного Смольным конкурса.
ФАС: «Газели» запретить невозможно
Сегодня глава территориального управления ФАС Олег Коломийченко заявил журналистам, что Смольный не может ограничивать работу коммерческих перевозчиков, а также решать, какие автобусы имеют право ездить по городу.
«Действующее законодательство допускает, что выезжать на маршрут и перевозить пассажиров может любой предприниматель, кто имеет исправный транспорт и разрешение на вождение [водительские права], – разъясняет руководитель управления Олег Коломийченко. – Администрация в принципе не может проводить никаких конкурсов. И уже есть несколько судебных прецедентов по России (в том числе и Высшего Арбитражного Суда России), подтверждающих эту позицию: наши коллеги в нескольких регионах России выигрывали суды против администраций».
Однако в Петербурге судебная практика демонстрирует обратное: 24 января Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти отказал в иске ООО «Кросс» к Комитету по транспорту (антимонопольная служба выступала третьим лицом).
Однако Олег Коломийченко не считает возможным отпускать ситуацию на самотек, особенно в нашем городе. «Петербургская ситуация характерная только для нескольких российских промышленных центров, где существует жесткая конкуренция в сфере пассажирских перевозок. Если мы не будем регулировать этот процесс, то этот бизнес может перестать быть интересен для предпринимателей. Ведь некоторые будут работать на маршрутах постоянно, а их конкуренты – выезжать только в часы пик. «Погоня за пассажирами» может привести к происшествиям. Такого количества маршрутных такси как у нас я не видел в крупных городах ни одной страны мира».
Решить дилемму должен федеральный закон, который может быть принят уже в этом году. Пока же УФАС предлагает смягчить условия допуска перевозчиков. В частности, разделить социальные и коммерческие маршруты, а на конкурс выставлять отдельные маршруты (иногда объединять несколько малонагруженных линий в один лот).
Также Олег Коломийченко скептически отнесся к идеи запретить использование микроавтобусов (вице-губернатор Александр Полукеев высказался за введение на всех маршрутах автобусов большой вместимости и за полный запрет использования «Газели»). «Рынок возьмет свое, - сказал Коломийченко. - Если есть спрос, то предприниматели будут работать. И никто – ни Полукеев, ни Коломийченко, ни Путин не может это перебороть».
Транспортная реформа взгрела цены
Как заявляют в Ассоциации независимых перевозчиков (АНП), реальных экономических предпосылок для повышения тарифов (с 1 февраля стоимость поездки поднялась с 12 до 14 рублей) не было, и нет. Рост тарифов почти в два раза обогнал уровень инфляции, составив примерно 17 процентов. При этом бензин в последнее время не дорожал, а качество обслуживания пассажиров остается на прежнем уровне - по мнению членов АНП, сегодня на дорогах города курсирует не качественный общественный транспорт, а «дешевые китайские подделки».
»Город стал заложником ситуации, при которой монополисты и дальше будут продолжать грабить бюджет и карманы горожан, - считает представитель АПН Георг Габриелян. - Складывается парадоксальная картина: населению по определению выгодно платить за проезд 10 рублей, и мы предлагаем такую услугу, но власти делают все, чтобы вытеснить нас с рынка и поделить его между несколькими компаниями, которые будут диктовать свои условия».
Сегодня перевозчики заверили, что ни одна из 20 компаний, входящих в Ассоциацию, не поднимет цены на своих коммерческих маршрутах. По мнению этих участников рынка, стоимость проезда в 10-12 рублей является абсолютно обоснованной.
«Стоимость проезда на моем маршруте была 10 рублей еще до проведения конкурса Комитетом по транспорту, и полностью рассчитана на основе себестоимости, — сообщил журналистам генеральный директор ООО «Царскосельское транспортное предприятие» Константин Федоров. – Мы работаем более года и не демпингуем. Если бы занижали цены, то давно разорились бы».
В мае-июне этого года городские власти собираются провести очередной конкурс, на котором будут разыграны коммерческие маршруты ГУП «Пассажиравтотранс». Вчера курирующий транспортные вопросы вице-губернатор Александр Полукеев предупредил, что к конкурсу не допустят «нелегальных» перевозчиков. Последние уже сделали вывод, что он снова готовится для крупных компаний, и не собираются в нем участвовать.
«Смысла нет участвовать в конкурсе, где результат известен заранее, - говорят в АНП. – Мы будем продолжать работать, как и раньше».
Надежда Зайцева,
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру