Смольный намерен защитить город от воли городского парламента, поскольку в нынешней ситуации законодательная власть в городе "нестабильна" накануне выборов. Исполнительная же власть с момента переназначения губернатора стала «прочной и устойчивой», а потому пытается забрать максимум полномочий по управлению городом в свои руки. Так комментируют наблюдатели принятый сегодня на правительстве законопроект.
«Целевой раскол» может произойти между ЗакСом и Смольным. На заседании городского правительства был рассмотрен новый законопроект о целевых программах Петербурга, по которому планы со сроком реализации до 5-ти лет предлагается утверждать в Смольном. Депутаты ЗакСа - в недоумении. «Губернатор избрана большим количеством граждан, нежели все депутаты вместе взятые», - говорят в Смольном, настаивая на своем приоритете в утверждении программ, затрагивающих большую часть горожан. «Губернатор уже давно не избирается», - говорят в ЗакСе.
На заседании правительства законопроект представлял председатель КЭРППиТ Алексей Сергеев. Он припомнил, что существующий сегодня закон был написан еще в 1997-ом году и серьезно устарел, за этот период в городе принято 113 программ. По итогам инвентаризации выяснилось, что большинство из них, кроме направленных на конкретные нужды, - лишь разновидность допфинансирования отраслевых направлений. Теперь Сергеев предложил программы, рассчитанные на 5 лет, правительству принимать самостоятельно, а через Законодательное собрание утверждать программы на больший срок. Как пояснил Сергеев, контролем за расходованием средств по программам будет заниматься контрольно-финансовый комитет Смольного (или другой орган, который уполномочат).
С введением новшества разработка программ будет осуществляться в два этапа. Сначала создадут и рассмотрят концепцию целевой программы, в которой будет обозначена ее ориентировочная стоимость (все заключения будут подвергаться независимой экспертизе). На втором этапе – непосредственное планирование и утверждение на заседании городского правительства.
По мнению Валентины Матвиенко, раньше целевые программы принимались просто потому, что не хватало денег для той или иной отрасли. «Но к целевому планированию это не имело никакого отношения», - отметила глава города. По ее словам, программа призвана решать проблемы узкого направления, она подлежит обязательному исполнению.
С утверждением главы города не согласен один из авторов действующего закона – депутат Наталья Евдокимова. По ее словам, законом, разработанным совместно с Леонидом Романковым, устанавливался четкий механизм реализации конкретных намеченных целей. В программах прописывались мероприятия, за каждое из которых отвечал конкретный человек, утверждалось финансирование. Это потом реализация программ осуществлялась по принципу «кто первый успел» или «кто ближе к телу».
Евдокимова напомнила о рассмотрении в Уставном суде запроса о целевых программах, утверждаемых правительством: речь идет о деле, в котором парламентарии пытались признать несоответствующим Уставу Петербурга ряд постановлений правительства. «Суд тогда сказал, что принятые правительством документы нормативными актами не являются, носят внутренний распорядительный характер. А теперь получается так, что Смольному все можно».
По мнению депутата Сергея Гуляева, законопроект фактически подготовлен под срок полномочий действующего губернатора (5 лет). «Целевыми программами можно расписать 90 процентов бюджета. Тогда и закон о бюджете уже будет не нужен», – размышляет Гуляев. По его мнению, инициатива Смольного убрать ЗакС от целевых программ вместе с законом о частно-государственном партнерстве (по которому Смольный полностью регулирует отношения власти с бизнесом) является ничем иным, как «перетягиванием одеяла на себя». В полномочия исполнительной власти попадает регулирование всех вопросов, связанных с деятельностью города.
Ни с теми, ни с другими не согласен председатель Бюджетно-финансового комитета ЗакСа Владимир Барканов. По его мнению, с одной стороны, существующий сегодня закон о целевых программах мало работает. По его мнению, во многих действующих целевых программах заложены «архаические» цели. А сами по себе они уже не эффективны. С другой стороны, по мнению Барканова, целевые программы должны исходить из плана социально-экономического развития города и обязательно приниматься городскими законами.
Алексей Сергеев, в свою очередь, встал на защиту нового законопроекта и напал на программы, утвержденные в свое время законами города. По его словам, многие нынешние «целевые программы» таковыми вообще не являются. Например, «Диабет» тянется с 90-ых годов, все время пролонгируется и все никак реализоваться не может. Или программа борьбы со СПИДом, которая, по его мнению, целевой программой быть не может. Потому что невозможно определить конкретную цель, которую нужно достигнуть, какими конкретными методами, по каким адресам и за какие средства. В Смольном о том, что такое целевая программа, знают лучше, - считает глава КЭРППиТ.
Например, целевая программа о трудоустройстве 750 человек таковой может являться. И в рамках этой программы может быть решено, в какой сфере нужно что-то изменить для того, чтобы ее реализовать: построить 15 детских садиков или установить 234 станка на заводе. На вопрос, а что будет через пять лет и не попадутся ли при следующем составе городского правительства чиновники, которые захотят злоупотребить возможностью создать и принять ту или иную целевую программу, Сергеев предложил в первую очередь думать о том, что на носу – смена депутатского корпуса, а не Смольного.
В конце концов, как подчеркнул Сергеев, депутатов никто не заставляет принимать законопроект – это всего лишь предложение, с которым депутаты могут и не согласиться. «Ой, вы меня прямо расхохотали!», - отреагировал один из депутатов ЗакСа, узнав о таких словах Сергеева. «Депутаты у нас перед выборами нервные, непредсказуемые…могут и принять», - предостерег один из чиновников. Документ будет рассмотрен на одном из ближайших заседаний ЗакСа.
Александра Медведева
Фонтанка.ру