Сейчас

-6˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-6˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -11

4 м/с, сев

764мм

72%

Подробнее

Пробки

1/10

Пираты лезут через дыры в законе

507

В России со времён «перестройки» (когда начали появляться первые видеомагнитофоны и «видеосалоны») привыкли к жуткому качеству изображения фильмов и «гнусавому» голосу диктора, зачитывающего, чаще всего, совершенно не соответствующий сюжету перевод. По прошествии 20 лет ушли в небытие и видеокассеты, и видеомагнитофоны, которые сменили DVD-проигрыватели и персональные компьютеры, изменено законодательство об авторских правах, однако, продукция видеорынка, которую в большинстве своём покупает нынешний россиянин, осталась примерно на том же уровне.

Организации и частные лица, которые без каких-либо на то прав выпускают продукцию софт-, аудио- и видеорынка, зачастую совершенно некачественную, в народе принято называть «пиратами». Пиратские диски ещё в прошлом году можно было купить повсеместно - от переходов метрополитена до продуктовых магазинов. После заявления Валентины Матвиенко, объявившей войну контрафакту, в Петербурге началась активная зачистка прилавков от сомнительной продукции органами внутренних дел.

Самой громкой стала проверка сети магазинов «505», в ходе которой было арестовано около 200 тысяч контрафактных дисков. В этом году эта история получила продолжение – глава ООО «Техноресурс» Вячеслав Земляков (один из организаторов бизнеса под брендом «505») недавно был арестован по решению Куйбышевского федерального суда. Уголовное дело было возбуждено после проверки, проведенной 5 мая 2006 года сотрудниками УБЭП на складе, расположенном на Разъезжей улице. Ранее ему было предъявлено обвинение в рамках статьи 146, часть 3 УК РФ (нарушение авторских и смежных прав в особо крупном размере). До сих пор за контрафакт отделывались легким испугом.

В начале февраля сотрудниками УБЭП была организована ещё одна массовая проверка – на этот раз объектом пристального внимания оперативников стала крупная сеть магазинов «Титаник», торгующих аудио- и видеопродукцией. Сотрудниками правоохранительных органов было изъято порядка 10 тысяч единиц продукции с признаками контрафакта. Представители «Титаника» говорят, что пиратской продукции в магазине нет и никогда не было: весь товар имеет соответствующие лицензии и сертификаты, а само понятие «контрафактность» может определить только суд.

Около 30-40% «лицензионной» продукции, продающейся в магазинах, было маркировано наклейками «Ассоциации по управлению авторскими и смежными правами». Диски именно этой организации имели так называемые «явные признаки контрафакта» - несколько фильмов на одном диске, «экранные копии» кинофильмов, новинки видеорынка в формате MPEG4 и мр3-сборники музыкальных произведений. Глава ассоциации Сергей Магдалюк утверждает, что вся эта продукция маркируется его организацией на основании действующего законодательства.

Российский закон об авторском и смежном праве предусматривает, что могут создаваться организации, лицензирующие продукцию без заключения договора с правообладателем, однако только в тех случаях, когда практическое заключение официального договора в индивидуальном порядке затруднено. На деле это означает, что если какой-нибудь гражданин решил выпускать продукцию, не заключив договор с её правообладателем (потому как не смог его найти), он может это сделать, снабжая диски собственной маркировкой. Но впоследствии обязан найти и возвратить деньги тому, кому принадлежит право на реализацию этой продукции.

«Ассоциация управления авторскими и смежными правами» создана в 1998 году. Ещё на заре своей карьеры она по решению федерального арбитражного суда Северо-Западного федерального округа обязана была выплатить 1 миллион рублей кинокомпании СТВ и «Премьер-фильм» за незаконное использование авторских прав на распространение и тиражирование картины «Особенности национальной рыбалки». По словам Сергея Магдалюка, больше проигранных судов у ассоциации не было.

Однако сами правообладатели в адрес организации Магдалюка регулярно шлют письма, содержание которых сводится к одному – требованию выплаты процентов от прибыли, которую получила ассоциация, благодаря реализации чужой собственности, и прекращению дальнейшей выдачи лицензий, предоставляемых ассоциацией на чужую эксклюзивную продукцию. Такими правообладателями, в частности, являются члены некоммерческого партнёрства «ОКО» и «Российская Антипиратская организация по защите прав на аудиовизуальные произведения» (РАПО), в числе которого значатся «Дисней интрерпрайзес, Инк.», «Коламбия Пикчерз Индастриз, Инк», ЗАО «Союз-Видео» и ЗАО «Премьер Мультимедиа» и члены «некоммерческого партнёрства дистрибьютеров», куда входят, например, ЗАО «Юниверсал Пикчерз Рус.» и ООО «компания Вокс Видео».

Компанией «Юниверсал Пикчерз Рус» последнее подробное письмо было отправлено 26 апреля 2005 г. Однако до сих пор Ассоциация продолжает выдавать лицензию на продукцию «Юниверсал Пикчерз Рус», не переводя каких-либо средств на счёт компании – правообладателя. DVD-диски с кинофильмами, права на выпуск которых в России принадлежат исключительно «Юниверсал Пикчерз Рус.», не могут производиться больше никем, и уж тем более содержать информацию о другой фирме-правообладателе, которой попросту не может существовать. Из последних фильмов, выпущенных компанией, на рынке видеопродукции появились «Дитя человеческое» и «Отпуск по обмену». 20 февраля должен появиться официальный диск с кинофильмом «Козырные тузы», который, на самом деле, уже сейчас можно свободно купить в пиратской версии.

Продукция правообладателя имеет эталоны внешнего вида дисков, по аналогии с денежными купюрами. По этим эталонам и должна происходить сверка – поддельный диск или нет. Именно по этому принципу работают сотрудники УБЭП. Экспертиза, по словам сотрудников правоохранительных органов, состоит в том, что изъятые диски с признаками контрафактности, которые содержатся в официальных документах, сравнивают с оригиналом. Речь в этом случае не идёт о «контрольных закупках», вся серия, имеющая явные признаки контрафакта, изымается для экспертизы, а потом подлежит аресту до вынесения окончательного решения суда.

«Ассоциация управления авторскими и смежными правами», кроме сети «Титаник», в Санкт-Петербурге сотрудничает только с магазинами «Кудыкина Гора» и торговым домом «Орби», явившимися в прошлом году объектом пристального внимания для правоохранительных органов. Практически вся видеопродукция, на которой стоит маркировка ассоциации, изъятая в этих торговых точках – предрелизы, «экранки» и копии с лицензионных дисков.

Как заявляют представители НП «ОКО», реализующего программу борьбы с контрафактной продукцией совместно с участниками рынка Петербурга, марки «Ассоциация управления авторскими и смежными правами» ещё в начале прошлого года можно было найти только в магазинах и на складах торгового дома «Орби». Однако, как только с прилавков города в массовом порядке начали исчезать «пиратские» диски, продукция, маркированная этой Ассоциацией, вышла на более обширный рынок. Через Интернет распространяется предложение от компании «Ассоциация по управлению авторскими и смежными правами», подписанное Магдалюком, в котором открытым текстом предпринимателям предлагается направлять в их адрес список аудиовизуальных или музыкальных произведений, которые бы предприниматели хотели воспроизводить или распространять на территории Российской Федерации и примерный их тираж. В свою очередь ассоциация заключает с фирмой лицензионный договор и выдает специальные защитные голографические марки, которые впоследствии фирма-продавец обязана наклеивать на распространяемые диски. «В случае необходимости мы предоставим Вам юристов и адвокатов для участия в судебных процессах в Федеральных и Арбитражных судах по делам, связанным с авторскими и смежными правами», - говорится в послании.

Спрос рождает предложение. В России привыкли, что любые новинки видеорынка можно купить уже через 2-3 дня после показа их в кинотеатре. На качество обычно люди не обращают внимания, а если с контрафактом начинается борьба, в народе принято жалеть «пострадавших» от проверок и сетовать на то, что «лицензия» стоит очень дорого. Хотя, если сравнить стоимость похода в кинотеатр со стоимостью лицензионного диска, то прямая выгода просматривается невооружённым взглядом. Контрафакт стал настолько привычным явлением, что представить современную Россию без него сложно. Но придётся.

Александр Фролов,
Фонтанка.ру

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close