Из-за того, что охрана Летнего сада не спасает от вандалов, руководство Русского Музея решило закрыть скульптуры. Когда петербуржцы смогут увидеть скульптуры? В ближайшие годы вряд ли это возможно, - заявили "Фонтанке".
В связи с нехваткой денег на охрану скульптур Летнего Сада, одной из жемчужин Петербурга, руководство Русского Музея решило лишить петербуржцев возможности видеть их. Летний Сад на прошлой неделе открылся после традиционной «просушки», но не весь. «Сквозной проход закрыт» - гласит табличка у входа в сад. Прилегающая к Неве часть со скульптурами оказалась отгорожена, и по ней с суровым видом прохаживались два сотрудника милиции. «Тут все написано» - отвечали они гуляющим петербуржцам, интересующимся, что случилось, и указывали на еще одно объявление: «В связи с участившимися случаями вандализма решено не открывать скульптуры Летнего сада до введения в эксплуатацию полного комплекса мероприятий по их защите и охране». Наш корреспондент решил поинтересовался в администрации Русского Музея о том, как долго будет вводиться в строй эта «система». Результат оказался неожиданным.
«Сейчас эта часть сада временно закрыта, но у меня есть приказ директора Русского Музея Владимира Гусева – с 1 июня все скульптуры должны быть закрыты чехлами, а сама территория будет открыта для посетителей. Дворец же начнет работать с 12 мая», - заявила нам заведующая Летним Садом Татьяна Козлова.
Еще более неожиданный ответ получили мы на вопрос, когда же все-таки петербуржцы смогут увидеть скульптуры. «В ближайшие годы вряд ли это возможно. В этом году они будут закрыты, чтобы избежать вандализма. А со следующего должна начаться реконструкция Летнего Сада – сколько лет это продлится, сказать пока невозможно. Пять лет, может быть больше», - рассказала нам Козлова.
По её словам, единственный шанс в этом году увидеть скульптуры Летнего Сада, это если федеральный центр или правительство города захотят выделить средства на дополнительную охрану. «В бюджете Русского музея этих средств нет, и мы не можем взять на себя ответственность за сохранность скульптур. Посмотрим на реакцию властей, может быть ситуация и получит другое развитие», - заявила Козлова.
По словам заведующей Летним Садом, проект реконструкции пока «выглядит достаточно беспомощно». Но над ним идет работа, и, скорее всего, в 2008 году проект начнет реализовываться. «Его нужно согласовать, в том числе, и в Петербурге, в КГИОП и других структурах, хотя формально Русский Музей и Летний Сад - федеральные учреждения и с Петербургом их связывает только местоположение. Можно было бы этого не делать, но мы уважаем город», - объяснила нам Татьяна Козлова.
Действительно, проект уже рассматривается в КГИОП, но пока вызывает большие споры. Его идея – восстановление сада в историческом облике 19-го века. Утверждение проекта идет туго, в частности, в феврале последнее заседание совета по сохранению культурного наследия при КГИОП Владимир Гусев покинул в раздражении – предложенные ГРМ идеи воссоздания Большой оранжереи были отвергнуты.
Правда, позже Вера Дементьева, глава петербургского КГИОП, на одной из пресс-конференций обмолвилась, что одну из забракованных в Петербурге идей директор Русского Музея «умудрился согласовать в Москве». Возможно, что так поступят и со всем проектом, если в ГРМ так твердо настроены начать работы именно в 2008 году.
Напомним, что последний случай вандализма в Летнем саду произошел в октябре прошлого года. Тогда неизвестные повредили восемь скульптур. Шесть скульптур являлись оригиналами XVIII века, две – современными копиями. Через неделю после этого случая постовые милиционеры вневедомственной охраны задержали в саду 22-летних парня и девушку, которые залезли на статую Аполлона и фотографировались. Но тогда скульптуры не пострадали. Инциденты происходят регулярно, по неосторожности посетителей или по их злому умыслу. У Летнего даже есть книга «истории вандализма», в которую не первый век записываются все подобные случаи. В этих условиях своеобразный «шантаж», с помощью которого руководство ГРМ хочет получить деньги на охрану, понять можно. Только вот перед людьми немного стыдно.
Михаил Гончаров,
Фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру