Как отчаяние может заставить напрячься огромную корпорацию федерального масштаба – примерно так можно охарактеризовать сегодняшнюю обстановку в зале №556 Федерального суда Московского района Санкт-Петербурга, где рассматриваются иски родственников погибших в авиакатастрофе под Донецком.
На заседании по иску семьи Барановых к ГТК «Россия» впервые за все время, пока идут гражданские процессы, связанные с авиакатастрофой ТУ-154, потерпевшая сторона выступила с требованием наложить арест на счета или иное имущество компании-авиаперевозчика.
Столь решительный шаг был вызван решением суда по иску Виктора Дикуна, потерявшего в катастрофе жену и дочь. Ему ГТК «Россия» должна выплатить в общей сложности 400 тысяч рублей. В обоснование своего решения 10 мая судья Андреева пояснила, что компания федерального значения может разориться, если будет выплачивать суммы по искам родственников погибших в полном объеме. Впрочем, еще в ходе процесса, чтобы проверить, насколько «Россия» платежеспособна, адвокат просил истребовать финансовую документацию авиакомпании, в чем ему было отказано.
Логика истцов достаточно проста: раз есть некая вероятность того, что финансовое положение ответчика хотя бы несколько шатко (поскольку судья так печется о нем), то в качестве обеспечительной меры сумму искового требования можно «забронировать», например, на счете. Именно поэтому Сергей и Мария Барановы попросили наложить арест на имущество ГТК «Россия». Однако необходимости в столь радикальной мере судья не увидела – адвокат «России» заверил ее, что никаких дел о процедуре банкротства в настоящее время в отношении компании нет, равно как нет и принятых решений по банкротству, сами себя объявлять «безденежными» в ГТК не собираются. В ходатайстве было отказано. Адвокат ответчика сделал также достаточно громкое заявление о том, что правопреемник «Пулково» в состоянии выплатить любые суммы, какие бы ни назначил суд. И «припугнул» истцов: если, не дай бог, суд наложит арест, а компания понесет убытки, то их будут возмещать уже потерпевшие. Впрочем, это только слова. Хотя и циничные до безобразия.
Реальное же правовое положение дел выглядит следующим образом: речь о каком бы то ни было возмещении убытков истцами могла бы идти только в том случае, если бы изначальный иск был бы признан необоснованным, но с ним ГТК «Россия» согласна. Однако ответчик цинично продолжает требовать неких расчетов размера морального вреда, при этом парируя все просьбы привлечь к делу экспертов и фото- и видео- материалы, ссылаясь на то, что сам факт причинения морального вреда он не оспаривает, а значит, иных доказательств не нужно – размер же выплат определяется исключительно судом.
Арест в обеспечение даже 9-миллионного иска вряд ли бы нанес вред огромной транспортной компании – ведь «замораживается» только сумма, означенная в исковом требовании. Что же касается имущества, то, например, «арестованный» самолет будет точно так же летать, принося компании прибыль. Не сможет владелец только изменить его правовой статус – продать, к примеру, или подарить.
Между тем думается, что мелочность в предоставлении компенсаций за гибель людей не уместна. А все экивоки на возможный подрыв благосостояния мало обоснованны. Компания, которая пытается предоставлять услуги на мировом уровне (иначе никто бы и не выпустил наши самолеты за пределы России), которая страхует свое имущество и, что немаловажно, пассажиров наравне с европейскими перевозчиками, наверное, должна отвечать перед клиентами на уровне мировой практики.
Ксения Потеева,
фото Замира Усманова,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Родным погибших в Ту-154 за страдания добавили по 50 тысяч
За погибших под Донецком жену и дочь – только 4%;
ГТК «Россия» должна выплатить по 300 тысяч родным погибшей;
Полгода горя и поисков правды;
Снова подвел человеческий фактор;
Адвокат Игорь Трунов: вопрос вины экипажа Ту-154 не связан с вопросом выплат потерпевшим;
МАК не уполномочен заявить;
Авиакатастрофа «Ту-154»: уголовное дело в отношении украинских диспетчеров закрывают;
Иск родственников погибших в катастрофе Ту-154 направили в Петербург;
Последний рейс. Последний путь;
По факту авиакатастрофы Ту-154 возбуждено уголовное дело;
Вадим Базыкин: Командир упавшего Ту-154 мой старинный приятель и один из самых опытных летчиков «Пулково»;
На борту упавшего самолета было 45 детей;
Поделиться