Вся восточная часть Васильевского острова с утра до вечера представляет собой одну большую пробку. В зависимости от времени суток она несколько трансформируется, но не очень значительно. В любое время полно желающих как въехать, так и выехать с острова. К традиционным проблемам мощных транзитных потоков при наличии всего четырех мостов (один из которых – временный) добавились многие адреса ремонта дорог.
Где стоим
Площадь перед мостом Лейтенанта Шмидта, значительный кусок одноименной набережной и 9-я линия. Особенно тяжко в утренний час пик. В «кармане» Большого проспекта, по которому, в теории, можно объехать ремонтируемый участок между 16-й и 22-й линиями. «Маршрутки» № 349А, которые должны идти по Большому, предпочитают ехать от метро «Василеостровская» по Среднему до 22-й линии и только там возвращаться на свою трассу. Средний проспект в направлении 1-й линии. Минимум от 9-й, а нередко и от 17-й линии. Съездовская линия от Большого пр. – аж до «выпускного» светофора в конце Тучковой дамбы. Встречное направление по Тучковому мосту и Малый проспект до 8-й линии. Набережная Макарова от Биржевого до Тучкова моста. Набережная Лейтенанта Шмидта от 2-й линии до моста и 2-я линия от Румянцевского садика до Большого проспекта. 8-я линия на всем протяжении.
И простите меня, если я что-то упустил.
Почему стоим
На Съездовской и 1-й линиях демонтируются трамвайные пути, подсыпается основание и укладывается асфальт. Сквозное движение закрыто, можно с набережной по переулку попасть на 2-ю линию. На 3-й идет перекладка инженерных сетей, и проезд затруднен. Но пробка имеет место по другой причине: никто не озаботился организацией объезда ремонтируемых участков, ни дирекция по организации дорожного движения, ни заказчик – комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. В результате светофорный пост на пересечении 2-й и 3-й линий с Большим проспектом работает в «штатном» режиме, с длинной разрешающей фазой для почти пустого Большого и с короткой – для 2-й линии.
На Съездовской линии одна полоса движения открыта от Большого пр. до набережной Макарова. То есть номинально их две, но правая занята припаркованным транспортом. Опять-таки, никто не подумал о временном, на период производства работ, запрещении здесь стоянки. Съездовская вообще ремонтируется без проекта, ремонт волевым решением обозван «текущим», хотя по составу работ от как минимум средний, если не капитальный. На пересечении со Средним в щелочку на Съездовской пытаются втиснуться те, кто свернул, устав стоять в пробке, с Макарова и те, кто ползут от «Василеостровской». Этим бедолагам не позавидуешь: помимо плотного движения по единственной открытой для движения полосе, выезду на Съездовскую препятствует котлован, образовавшийся после демонтажа трамвайных путей. Выезжают в час по чайной ложке.
Тучков мост стоит весь. Трехфазный светофор на пересечении с проспектом Добролюбова это гарантирует. Здесь вообще нужна какая-то принципиально иная схема организации движения.
Пробка на Малом с хвостом на Тучковом мосту образовалась из-за временного закрытия участка набережной Макарова от Малого до Смоленки и набережной Смоленки до 8-й линии. Здесь кладут новый асфальт и ставят оригинальной конструкции поребрики. Участочек от 6-й линии до 8-й откроют если не сегодня, то завтра, с Малого можно будет свернуть на один квартал раньше, но кардинально это не поможет.
На набережной Лейтенанта Шмидта идет капитальный ремонт инженерных сетей: перекладываются газопровод и ливневая канализация. Открыто по одной полосе для движения в каждом направлении, некоторые особенно нетерпеливые заезжают за ограждения в зону производства работ, но, упершись в котлован, разворачиваются и пытаются снова втиснуться в основной поток, увеличивая сумятицу.
Большое человеческое спасибо хочется сказать строителям за фантастически быструю перекладку газопровода поперек набережной в створе 3-й линии. Ребята из «Спецстройтехгаза» умудрились сделать пересечку всего за одну ночь, с субботы на воскресенье, и «Дорожник-92» тут же восстановил основание и уложил асфальт. Страшно подумать, что бы было с дорожным движением, затянись эта операция до понедельника.
Как объехать
Большой от 16-й линии до 2-й практически свободен, и на Съездовскую лучше выезжать по нему, а не по Среднему. На Петроградскую сторону из центра лучше проезжать через Стрелку и Биржевой мост, не через Тучков. В остальных случаях, к сожалению, ничего приемлемого не придумать.
Перспективы
Съездовскую и Смоленку должны закончить не позже 26, ко дню города. Сразу станет намного легче. В июне закончат перекладку сетей на набережной Лейтенанта Шмидта. Кризис закончится . Но «штатные» пробки, конечно, никуда не денутся.
Кто виноват?
Вопрос традиционен, но ответ на него, вопреки обыкновению, лежит на поверхности. Виноват заказчик, комитет по благоустройству и дорожному хозяйству. Не было никакой острой необходимости усугублять сложности в дорожном движении из-за работ на мосту Лейтенанта Шмидта и одноименной набережной одновременным закрытием на относительно краткосрочные работы еще двух более чем востребованных участков улично-дорожной сети: Съездовской линии и набережной Смоленки. Это можно было сделать ближе к осени, и работать на этих адресах не одновременно. Решающим фактором оказалось, видимо, желание отчитаться о выполненной работе накануне праздника. И получилось нехорошо. Даже настолько плохо, что отдавшего распоряжение именно об одновременном ремонте сразу по всем адресам чиновника, кем бы он ни был, надо гнать.
Игорь Калугин
Фото автора,
Фонтанка.ру