Автолюбители России скоро на себе ощутят правила Европы: сегодня правительство страны рассмотрело поправки к закону об ОСАГО и направило закон на утверждение в Госдуму. Изменения касаются упрощения процедуры оформления страховых случаев и главное – выплат по ним. Dp.ru разъясняет, что изменится в ОСАГО.
«Система прямого урегулирования убытков» – главное новшество, взятое на вооружение из европейской практики страхования автолюбителей. Проще говоря, потерпевший в аварии будет вправе предъявлять требования о возмещении убытков непосредственно своему страховщику, с которым заключен договор об ОСАГО, а не бегать годами по судам и выбивать деньги из страховой компании виновника.
Присутствие инспекторов при оформлении документов о ДТП станет необязательным. Схема будет строиться по правилам европейского протокола: если в аварии фигурируют только два автомобиля, а их водители оценили размер убытка не более чем в 25 тысяч рублей. Но если есть пострадавшие, такие схемы применяться не будут.
Увеличится страховая выплата – она теперь составит 160 тысяч рублей на каждого участника аварии, а не 240 тысяч рублей на всех, как раньше.
Страховщики получат дополнительные две недели на рассмотрение документов и принятие решения: сроки продлены с 15 до 30 дней. Но если дело будут мусолить дольше, им придется платить неустойку за задержку выплат в размере 1/75 объема страховой суммы за каждый день просрочки.
Страховщик, получивший выплаты по соглашению о прямом возмещении убытков, освобождается от уплаты НДС. Необходимые изменения будут внесены и в Налоговый кодекс РФ.
«Поправки не заменяют закон, а лишь предлагают альтернативу существующему порядку ОСАГО. И кто не хочет получать страховые выплаты посредством двух новых схем, может свободно пользоваться старыми механизмами», – разъяснил dp.ru начальник управления проекта Европротокола РСА Андрей Юрьев.
Поправки правильные, но несвоевременные – уже не раз говорили участники страхового рынка – в основном потому, что пока в стране нет единой информационной базы по всем застрахованным автомобилям, на ее создание требуется как минимум несколько лет. А это значит, что система прямого урегулирования «конфликтов» создаст неразбериху на страховом рынке, считают эксперты.