Госдума в среду большинством голосов приняла во втором (основном) чтении законопроект о введении обязательного полного общего среднего образования. Можно сказать, что дело уже решено, и с 1 сентября этого года выбора у девятиклассников не будет. Они в обязательном порядке будут учиться еще два года. Особо «одаренные», согласно новому законопроекту, могут продлить школьную пору до 20-ти лет.
Очередная реформа, по мнению законотворцев, еще на шаг приблизит российское образование к мировым стандартам. Новая идея не обсуждалась с теми, кого это касается напрямую – школьниками и их родителями. Говоря о судьбах молодежи, о ней-то депутаты попросту позабыли.
Согласно новому законопроекту, в стране устанавливается обязательность общего полного образования и государственной (итоговой) аттестации по результатам освоения его программ. Возраст тех, кто может получить полное общее образование по очной форме, увеличен до 20 лет. Требование обязательности получения полного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения возраста 18 лет. Кроме того, законопроект предусматривает еще одно нововведение: разрешить ученику, имеющему академическую задолженность по одному предмету, переводиться в следующий класс условно. При этом он должен сдать долги в течение следующего учебного года. Ученик, который не освоил программы учебного года и имеет академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению родителей либо по собственному усмотрению (если ему уже есть восемнадцать лет), может остаться на второй год или «продолжить обучение в иных формах».
Подобные нововведения неоднозначно оцениваются не только рядовыми гражданами, но и самими законотворцами. Так бывший депутат питерского ЗакСа, а ныне советник спикера по вопросам социальной политики и образованию Владимир Еременко считает, что новый законопроект противоречит Конституции.
- В целом я бы оценил этот законопроект положительно: обязательное полное образование приближает нашу школу к мировым тенденциям. Но есть одно обстоятельство, которое меня смущает. На мой взгляд, внесение этого закона противоречит Конституции, которая гарантирует общедоступность и бесплатность только основного общего образования. Если будет принят заявленный закон, то нарушится логика законодательного процесса. Кроме того, я думаю, что и в Министерстве обороны не будут в восторге от данного закона, позволяющего учиться до 20 лет. Сложно себе представить и ситуацию в школе, где будет все больше и больше таких переростков, которые крутят любовь, женятся. Однородность и психологическая совместимость будет нарушена. Эти «Но» не позволяют мне в полной мере приветствовать идею моих коллег в Госдуме.
Но есть у федеральных коллег и сторонники. Например, председатель комиссии по культуре, науке и образованию петербургского ЗакСа Константин Сухенко видит в сложившейся ситуации только плюсы:
- Во-первых, закон позволит унифицировать нашу образовательную систему с мировой, что позволит нашим выпускникам на равных конкурировать с зарубежными. Во-вторых, раньше выпускались после 8-9-тых классов в 15 лет, а это слишком рано, чтобы вступать во взрослую жизнь. 11-летнее образование позволит выпускникам достичь лучшего психического и физического развития.
На волне всех преобразований в сфере образования не перестают удивлять федеральные чиновники. Так, министр образования и науки России говоря о заработной плате учителей, которая в скором будущем должна повыситься на 60%, отметил:
- Это означает, что у кого-то она повысится вдвое, а у кого-то сохранится на сегодняшнем уровне, может быть, с небольшим увеличением. Это достаточно серьезный вызов системе образования в целом, потому что вы знаете, что зачастую такое «неравенство» воспринимается болезненно. Министр образования считает, что система образования в стране уже готова к тому, чтобы зарплата, поддержка, финансирование распределялись в соответствии с заслугами и результативностью труда. По мнению Фурсенко, нельзя игнорировать опыт, полученный в ходе проведения конкурсов на звание лучшего учителя.
Однако, как всегда, слова у нас идут впереди дела - стандарты и критерии профессиональной аттестации учителей будут изменены, утверждают чиновники, не говоря пока, как именно. То есть в скором времени в системе образования может сложиться та же ситуация, что и в здравоохранении – кто-то выполняет свою работу за копейки, а кто-то получает в два раза больше. Это, безусловно, вызовет волну возмущений среди учителей.
Татьяна Востроилова,
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Поделиться