На автотрассе в Швейцарии под колесами грузовика погиб экс-депутат Госдумы Михаил Монастырский, близкий соратник Владимира Жириновского, человек, «обувший» Эрмитаж. Последние годы жизни он провел в Испании, где некоторое время скрывался от российского правосудия. Но даже когда перестал числиться в розыске, боялся вернуться, так как слишком много знал, - говорят в окружении Монастырского.
Про него можно и нужно криминальные сериалы снимать. В свое время Миша отсидел несколько лет за подделку ювелирных изделий Фаберже. Причем его новодел эксперты не могли отличить от дореволюционных оригиналов знаменитого мастера. «МК» в Питере» узнал неизвестные подробности жизни и смерти Монастырского.
Антиквариат везли вагонами
Миша приехал в Ленинград в 1965 году в 19-летнем возрасте. Далеко не бедные родственники помогли ему обосноваться в пятикомнатной квартире на Фонтанке. С места в карьер юноша занялся самым доходным в ту пору бизнесом - скупкой антиквариата. Параллельно устроился реставратором в Эрмитаж. Работая в музее, Миша организовал несколько экспедиций за иконами. Его эмиссары объехали весь русский Север с фиктивными эрмитажными справками. Председатели совхозов, желая угодить главному музею страны, организовали сбор икон в своих деревнях, бесплатно отдавая их людям Монастырского - якобы для Эрмитажа. Антиквариата было так много, что его доставляли в Питер по железной дороге контейнерами. А Миша сбывал его на Запад. Кроме того, молодой человек, реставрируя эрмитажные люстры, ухитрился заменить царские светильники на современное фуфло.
Погорел Монастырский на подделке украшений Фаберже и продаже их за границу. Его хотели судить за контрабанду культурных ценностей. Стремясь избежать срока, Миша вынужден был признаться, что переправлял иностранцам не настоящего эрмитажного Фаберже, а собственные подделки. В доказательство сообщил обалдевшим экспертам, как их отличить от оригинала. Например, одну из шкатулок он проклеил вырезками из газеты «Правда». Несмотря на сенсационные признания, Монастырский получил свои 7 лет лишения свободы. Скорее всего, именно в этот период своей жизни он начал сотрудничать с КГБ. Миша был главным свидетелем на всех государственных процессах по антиквариату.
Человек широкой души
В годы перестройки Монастырский, отмотав срок, раскрутился на полную катушку. Делал бизнес на доставке продуктов на Север и Дальний Восток. А потом ударился в политику. Миша стал депутатом Госдумы от ЛДПР, заместителем Жириновского. Ездил с ним по заграницам, где подружился с такими одиозными личностями, как Муамар Каддафи и Садам Хусейн.
- Миша не понимал Жирика, - вспоминает Григорий Захаров, двоюродный брат Монастырского. - Он считал, что главам государств надо дарить бриллианты. А Жириновский дарил матрешек.
Захаров ценил брата за то, что тот был человеком широкой души - Лужкову, например, Миша подарил старинную увесистую модель, с которой делали Медного всадника. Однако, несмотря на щедрость, братья несколько лет не разговаривали.
- Миша вел развратный образ жизни. Первой его жене было: 13 лет. Эту девочку он выкупил у родителей и всюду возил с собой как дочку. Я не понимал этого его увлечения малолетками, - признается Григорий Захаров.
Он слишком много знал
Неприятности в жизни Монастырского начались после его попыток приватизировать старинное здание на Адмиралтейской набережной (как раз напротив Эрмитажа). Мише удалось расселить всех жильцов, кроме одного. А вскоре этого неуступчивого гражданина нашли мертвым. Подозрение пало на Монастырского. Тот предпочел скрыться за границей. И последние шесть лет обитал в Испании.
- Я бывал у него в гостях, в Малаге, - продолжает Григорий Захаров, - Миша жил шикарно. Двухэтажный дом с бассейном. В гараже четыре автомобиля - два «Порше», «Мерседес», «Ягуар». И еще обалденный мотоцикл. Переводчиком у него числился испанец - сын какого-то начальника полиции. Миша очень скучал по России. Но даже когда перестал числиться в розыске, боялся вернуться, так как слишком много знал. Мне он, например, называл суммы взяток, за которые можно было получить высокие посты в Кремле.
Монастырский продолжал и в Испании заниматься антиквариатом. И еще он лелеял мечту - заслужить прощение Родины. Миша был на грани заключения контракта о пошиве обуви для российской армии.
Шикарная жизнь за границей не приносила Монастырскому радости. Несмотря на внушительную охрану, его виллу дважды грабили. Да еще полиция стала проявлять к нему повышенное внимание - испанские власти подозревали россиянина в торговле человеческими органами.
Монастырского все это достало, и он решил перебираться из Испании в какую-нибудь другую страну. Это желание, возможно, и стало для него роковым. Монастырский погиб в Швейцарии на автотрассе. Он вышел из машины, чтобы посмотреть, в правильном ли направлении едет. И в этот момент его сбил грузовик. Авторитета потом даже не сразу смогли опознать.
Тихие похороны
Похороны Монастырского прошли на удивление тихо, без широкого освещения в СМИ - так, что даже всегда интересовавшиеся его судьбой правоохранительные органы не знали о постигшей их утрате. Хотя, как говорят очевидцы, проводить Мишу в последний путь пришло немало «боевых» товарищей.
- Очень много было дорогих машин, - рассказывают смотрители маленького кладбища в Сосново под Приозерском. Именно там Михаил Монастырский нашел свой последний приют. Характерно, что для столь авторитетного деятеля не стали выделять бескрайнего участка, подхоронив покойного в уже имевшуюся могилку к его бабушке. Хоронили Монастырского в закрытом гробу из вишневого дерева.
Свидетельство о смерти было выписано мэрией города Сен-Жульен. Пока о том, что на Сосновском кладбище нашел упокоение бывший депутат Госдумы, в течение нескольких лет разыскивавшийся Интерполом, говорит только простой крест.
На вопрос, чем Монастырский больше всего дорожил в жизни, его двоюродный брат ответил, не задумываясь: «Дружбой с КГБ».
Анна Ставрогина
Петр Сидоров
Этот материал можно прочитать в газете "МК" в Питере" от 18 июля 2007 года.
Ранее по теме:
Дело Михаила Монастырского еще не окончено?
Поделиться