В среду снесли известный многим жителям левобережной части Невского района рынок возле станции метро «Ломоносовская».
Он был возведен еще в конце 80-х годов в разгар кооперативного движения фирмой «Лето». Однако в 90-х годах территория вокруг метрополитена постепенно заполнилась ларьками, а площадь перед зданием магазина была заставлена самыми настоящими рыночными лотками.
В 2005 году окрестности станции «Ломоносовская» не обошел стороной «топор», который вырубил мелкорозничную торговлю в 50-ти метровой зоне от вестибюля. Здание рынка осталось нетронутым, поскольку изначально было построено в советские времена за пределами «зоны отчуждения» вестибюля. Находившиеся к тому времени в здании магазинчики потеснили выгнанные с площади торговцы рынка, а само здание немного перепланировали внутри.
И вот точка в этом деле, кажется, поставлена, рынок снесен. Однако кто подумал о слабо защищенных слоях населения, которые очень часто прибегали к услугам этой торговой точки? Но, судя по всему, о людях позаботятся. Правда, как всегда довольно оригинально. По слухам, которые бродят вокруг станции метро уже последние 4 года, там планируется возвести торгово-развлекательный комплекс. От года к году изменяется лишь претендент на застройку и площадь торговых помещений. Сейчас это уже многоэтажный торговый комплекс с площадью 28 000 квадратных метров. Не верить этой информации нельзя, поскольку в марте месяца в Администрации Невского района говорили о начале строительства комплекса в конце II квартала 2007 года, а работы затянутся на два года.
Стоит отметить тот факт, что до 30-х годов на вышеупомянутой территории располагалось одно из старейших кладбищ – Фарфоровское или Спасо-Преображенское кладбище. Уже к 1931 году при переустройстве проспекта Обуховской обороны (тогда Шлиссельбургский проспект) была снесена часть могил, а через год – и Преображенская церковь. В 1971 году была открыта станция метро «Ломоносовская». Фактически она, как и кинотеатр «Спутник», построена на костях.
Не знать об истории этих мест инвесторы не могут, от чего ситуация становится ещё печальней. Хочется напомнить, что не далее как два месяца назад директор ГУП «Петербургский метрополитен» Владимир Гарюгин рассказал журналистам о строительстве только трёх комплексов над станциями «Василеостровская», «Электросила» и «Политехническая».
В то же время в апреле этого года в одном из интервью журналу «Стройгорхоз» вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что на реконструкцию 15 вестибюлей действующего метрополитена объявлен конкурс для инвесторов. И одновременно возле наземных зданий и павильонов станций метро в радиусе 50 метров от них происходит упорядочение мелкорозничной торговли.
Теперь же в 50-ти метровой зоне можно совершенно спокойно начинать любое строительство. Благо разрешение на это от метрополитена будет получено с вероятностью 99%. Ведь метрополитен очень заинтересован в расширении своих вестибюлей. По словам Владимира Гарюгина это вызвано необходимостью установки второй линейки турникетов, - «на выход», - поскольку уже не за горами ввод зональной оплаты за проезд в метрополитене.
Для справки хочется отметить, что до XIX века все вестибюли метрополитена предпочитали строить вне зданий. Если же они и были встроены, то это были здания занятые различными службами метрополитена или метростроя, либо же отдельный вестибюль мог нарушить архитектурную композицию. Начало нового века ознаменовалось «обстраиванием» удобных вестибюлей торговыми центрами. Первым в этом печальном списке навсегда скрытый от глаз вестибюль «Достоевской». Не вызывает сомнения тот факт, что вестибюль стал неудобным для пассажиров.
Многие вестибюли нашего метрополитена сейчас не в самом лучшем виде. Может быть, в первую очередь надо направить усилия инвесторов именно на станции 2-ой линии, которые по заключению специалистов представляют наибольшую угрозу для пассажиров. Тем более что «потеря» однотипных вестибюлей никак не скажется на архитектурном наследии второй половины ХХ века. Это был единственный период, когда при сооружении метрополитена пошли по пути экономии и отказались от индивидуальных проектов. Но при реконструкции вестибюлей не стоит забывать, что основным предназначением здания является все-таки обслуживание пассажиров, а не торговля.
Владимир Фёдоров