В Мурманской области обрастает подробностями и слухами история о помещении в психиатрическую лечебницу «несогласной» Ларисы Арап. Информация преподносится под соусом «произвола» и попытки «заткнуть рот оппозиции». Однако, как оказалось, в этой истории далеко не всё так однозначно. Между делом выясняется, что если бы не PR «каспаровской организации», Лариса уже давно бы была переведена на дневной стационар.
Первая версия, которую услышали корреспонденты «Фонтанки» относительно помещения активистки ОГФ в психиатрическую больницу, преподносилась как «очередной беспредел властей». 5 июля 2007 года журналистка оппозиционной газеты мурманского отделения ОГФ «Марш несогласных» Лариса Арап, по данным петербургской гражданской комиссии по правам человека, проходила комиссию для получения водительского удостоверения, и после осмотра психиатра была отправлена прямиком в дурдом.
Активисты движения «Объединённый гражданский фронт», возглавляемого бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, тут же однозначно заявили, что помещение в психиатрическую лечебницу незаконное. Связано оно, по словам «фронтовиков», со статьёй в газете «Марш несогласных» о кошмарах, творящихся в психиатрических лечебницах. Только, как выяснилось, статья под названием «Дурдом» была написана совсем другим человеком, по крайней мере, подпись под нею принадлежит некоей Илоне Новиковой. Лариса Арап давала комментарии, которые и были в итоге опубликованы в оппозиционной газете.
Происходило же 5 июля, по словам представителей мурманского «ОГФ», примерно следующее. Лариса Арап приехала в Североморск для того, чтобы взять справки в медучреждениях. Во время осмотра у психиатра, по версии каспаровских активистов, врач сначала уточнила, не та ли это активистка, которая давала комментарии газете «Марш несогласных», а затем попросила подождать в коридоре. После повторного вызова в кабинет Лариса была задержана милиционерами и доставлена в Мурманский психоневрологический диспансер. 18 июля, спустя 13 дней после помещения Ларисы в клинику, мурманский суд определил действия активистки оппозиционного политического движения как «представляющие опасность причинения вреда себе и окружающим». На следующий день ее адвокат подал кассационную жалобу в областной суд. 26 июля Арап была переведена в клинику города Апатиты, где она и находится в настоящий момент. Как сообщают в «ОГФ», окончательного диагноза врачи так и не поставили. По их информации, за прошедший месяц Лариса уже 3 раза объявляла голодовку, но ненадолго, дня на три.
Медицинские свидетельства Ларисе были необходимы для того, чтобы
переоформить водительское удостоверение. Как стало известно «Фонтанке», права у Ларисы были около 7 лет. Однако, как пояснили в управлении ГИБДД, каждые три года действительно необходимо проходить медицинское освидетельствование – то есть принести те самые справки. «Однако, если ваша работа не связана с профессиональной водительской деятельностью, то ничего страшного от того, что справок не будет, не случится», – сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе управления ГИБДД по Санкт-Петербургу.
Совсем недавно из поездки в Апатиты вернулся председатель Гражданской комиссии по правам человека Роман Чорный, известный в Петербурге защитник пациентов психиатрических лечебниц. Комиссия так и не встретилась с интересующей их пациенткой. По информации, предоставленной администрацией Мурманской области, 1 августа, с официального разрешения Арап, журналисты и члены комиссии были проинформированы о состоянии ее здоровья, им были представлены документы, на основании которых проводилась госпитализация. Однако Роман считает помещение Ларисы в клинику незаконным. «Решение суда о госпитализации Ларисы было принято 18 июля, хотя по закону такое решение должно быть получено не позднее, чем через пять дней после помещения пациента в клинику», - заявил Чорный. По его словам, члены комиссии так и не поняли, в чём заключалась опасность поведения Ларисы для окружающих. Кроме того, Роману Чорному стало известно о том, что сразу после помещения в Мурманский диспансер к активистке оппозиционного движения применяли вязки. «Это является жестокой и унижающей человеческое достоинство процедурой», - сообщил Чорный.
Средства массовой информации, не без участия каспаровской организации, превратили все в «балладу», в которой частенько фигурируют целые абзацы из статьи в «Марше несогласных». Лариса сначала была превращена в журналистку, потом в правозащитницу. К ней, якобы, никого не допускают и содержат в жутких условиях. Несколько дней назад в СМИ даже проскочила новость о том, что к ней, с какого-то перепугу, выехал из Петербурга американский консул. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в петербургском консульстве США, дипломат посещал Мурманскую область совсем с другой целью – он изучал экологическую обстановку в регионе, а про «журналистку» (именно так Ларису Арап назвали в консульстве) он узнал только на одной из пресс-конференций. В планы высокого гостя не входило посещение психиатрических лечебниц.
«Цинично и безнравственно выглядят попытки отдельных политиканов организовать свой личный PR, используя болезненное состояние человека», "Состояние здоровья душевнобольных людей недопустимо использовать в политических целях", – подчеркнул первый заместитель председателя комитета по здравоохранению Мурманска Аркадий Рубин. «Распространение клеветнической информации, в том числе и активистами оппозиционной организации, должно получить оценку административных и правоохранительных органов», – такова официальная позиция Мурманской администрации.
Как все было на самом деле, неизвестно. Но 9 августа история получит продолжение. И мурманская администрация, и каспаровское движение «ОГФ» ждут приезда независимой комиссии, которая установит все факты нарушений или их отсутствия. Зато можно уже говорить о том, что СМИ ещё до очередного так называемого «марша несогласных» волей или неволей отпиарили каспаровскую организацию. Оппозиционеры получили новую козырную карту для последующих массовых мероприятий, которые они проводят в российских городах регулярно (наверняка уже рисуются плакаты «Свободу Ларисе Арап!»), а зарубежные правозащитники могут смело говорить о «российском беспределе». Как стало известно корреспонденту «Фонтанки», мнение персонала клиники однозначное: «Если бы не эта шумиха, женщина давно бы была переведена на дневной стационар». Получается, что активисты ОГФ, раздувая этот скандал, способствуют продолжению «лечения», зарабатывая на этом свои ценные политические очки.
Александр Фролов,
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру