Поезд № 166 Москва-Петербург накануне вечером, 13 августа, потерпел крушение в Новгородской области. Практически сразу появилась версия, что локомотив и 12 вагонов сошли с рельсов в результате взрыва. Это официально признали в РЖД, через некоторое время выработав более нейтральную формулировку – авария произошла «в результате незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта». После крушения за медицинской помощью обратились 60 человек. Однако число пострадавших продолжает увеличиваться. Корреспонденты «Фонтанки» встречали пассажиров злополучного поезда на Московском вокзале. К семи часам стало известно, что ЧП квалифицировали как теракт.
Первая информация о ЧП была, как всегда, очень скудной – некоторое время было даже не определить, где на самом деле произошла авария – в Новгородской или уже в Ленинградской области. Официальные данные появились на сайте РЖД в 0.38. В дежурных службах железной дороги, на Московском вокзале в Петербурге, в УВД Новгородской области отвечали одно – пока ничего не известно. По одному из телефонов Минтранса корреспонденту «Фонтанки» вообще заявили, что ведомство работает до 18 часов. А на вопрос «куда обращаться в экстренных случаях?» - ответили: «У нас не бывает экстренных случаев…».
В 1.38 пресс-служба РЖД разместила официальное сообщение и телефоны «горячей линии»: «13 августа в 21-38 по московскому времени на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги в результате незаконного вмешательства в деятельность железнодорожного транспорта произошла авария, в результате которой с рельсов сошли электровоз и 12 вагонов. В поезд "Невский Экспресс" № 166 сообщением Москва – Санкт-Петербург был продан 231 билет. Поезд обслуживала поездная бригада в количестве 20-ти человек. За медицинской помощью обратились 60 человек. В больницы Новгородской области госпитализированы 20 человек. Два человека находятся в критическом состоянии».
Пассажиров «Невского экспресса», которым не потребовалась госпитализация, сначала доставили в Малую Вишеру, потом электропоездами в Петербург. Поезда дальнего следования и московско-питерские вынуждены объезжать аварийный участок. Задержка в пути может составить 6 часов. Первый электропоезд с пострадавшими на Московском вокзале в Петербурге встречали корреспонденты «Фонтанки».
Первые пассажиры злополучного «Невского экспресса» - порядка ста человек - казались очень спокойными. Они размеренным шагом двигались в сторону светового зала Московского вокзала, попутно рассказывая журналистам о том, что произошло.
Сначала, по их словам, поезд начало трясти, после чего последовал хлопок. В этот момент те, кто находились в середине состава, почувствовали, что вагоны как будто провисли. В этот момент поезд двигался на скорости порядка 130 километров в час. Локомотив и первые три вагона после хлопка по инерции еще продолжали движение, а средние – 5, 6 вагоны и вагон-ресторан - в этот момент стали заваливаться набок. Проводники, которые не один год работают на этом маршруте, потом признавались, что стали прощаться с жизнью, так как на их памяти такое произошло в первый раз. После того, как поезд остановился, пассажиры высыпали из вагонов. Работники поездной бригады сразу же стали вытаскивать из упавших вагонов людей, хотя многие и сами были травмированы. К ним присоединились мужчины-пассажиры. Пострадавшие в большинстве своем получили ушибы и порезы от разбившихся оконных стекол.
- Хорошо еще, что мы успели проскочить мост, - рассказала «Фонтанке» Виктория. - Иначе состав упал бы в речку. Нам два часа пришлось простоять в лесу, пока нас не забрали на машинах местные жители. Спасибо им большое. Первыми на место прибыли «скорые». Потом милиция. Нам ничего не объяснили. Мы добрались до станции, а потом уже сели в электричку.
Другим пассажирам начальник поезда сообщил, что произошел теракт.
- Он сказал: что-то взорвалось под локомотивом, – говорит другой пассажир «Невского экспресса», Роман. – Ближайшая трасса от места крушения была в 600 метрах. В основном, добраться до станции помогали местные жители, – вторит он Виктории. - Потом уже ДПС организовала доставку на машинах и автобусах.
К моменту прибытия первой электрички из Малой Вишеры на Московском вокзале было немноголюдно. Как сообщили сотрудники вокзала, к ним не поступало ни одного обращения от встречающих поезд. Родственники стоически ждали своих. Одним повезло – они увидели родные лица. Другие тщетно вглядывались в группы прибывших, но так и не дождались своих близких. Как сообщили в МЧС Новгородской области, для тех, кто не мог по разным причинам сразу же выехать в Петербург, были подготовлены помещения кинотеатра, двух школ-интернатов в Малой Вишере. Для тех же, кто прибыл на первой электричке, ОЖД выделила 5 автобусов, которые развезли их по домам.
На Московском вокзале поезда из Новгородской области встречал и директор Дорожной клинической больницы Николай Ефимов. Он сообщил «Фонтанке», что силами больницы в одном из помещений светового зала (это был суши-бар – авт.) был развернут стационарный медицинский пункт. Также для оказания помощи на вокзал прибыли психологи МЧС. В больнице ОЖД экстренно (практически через 15 минут после того, как прошло сообщение о ЧП) пришлось освободить как можно больше мест – медики были вынуждены отправить по домам «легких» пациентов. Это делалось для приема пострадавших при крушении «Невского экспресса», так как железная дорога организует их лечение. Даже самые тяжелые пострадавшие – двое с травмами позвоночника и один с переломом бедра – на реанимобилях с телетрансляторами будут доставлены в Петербург. Еще один человек – с переломом ребра – находится в больнице Малой Вишеры (операцию ему делают выехавшие на место петербургские медики), куда после аварии были госпитализированы два десятка человек. В ближайшее время состояние всех остающихся в районной больнице оценят медики, равно как и возможность их транспортировки в петербургскую клинику – авто, авиа- или железнодорожным транспортом.
По словам Ефимова, уже на вокзале в Петербурге за медпомощью обратились порядка 10 человек и все были госпитализированы. По данным начальника отдела территориального управления медицины катастроф Комздрава Петербурга Юрия Истратова, обратившихся было 8 - в том числе 12-летняя девочка с сотрясением головного мозга и гражданин Италии с переломом локтевой кости. В основном, по словам медиков, у пострадавших – сотрясения головного мозга. Одного обратившегося с подозрением на черепно-мозговую травму врачам пришлось уговаривать поехать в больницу. Одна из женщин – военнослужащая - настаивала, чтобы ее доставили в военный госпиталь. Также медики зафиксировали еще несколько переломов, а также многочисленные ушибы и ссадины. Госпитализацию в дорожную клиническую больницу осуществляли бригады городской станции «скорой помощи», которых на вокзале было не меньше десятка, и треть из них составляли реанимобили.
На месте происшествия работают комиссии Минтранса, РЖД (главе ОАО Владимиру Якунину пришлось прервать командировку в Сибирь и вылететь в Новгородскую область), сотрудники МЧС и силовых ведомств. Сразу после сообщения о ЧП туда же отправились взрывотехники УФСБ. По неофициальным данным, на месте происшествия образовалась воронка глубиной 60 сантиметров и диаметром полтора метра. Решение о том, как квалифицировать произошедшее, будет принимать Северо-Западная транспортная прокуратура. Работы по восстановлению железнодорожного полотна, скорее всего, начнутся, когда рассветет.
Интернет-сообщество на ЧП откликнулось сразу. В ЖЖ есть подробности произошедшего, которые подтверждают, что крушение произошло, скорее всего, из-за взрыва. Позволим себе привести одно из сообщений ЖЖ-юзера Katoga практически полностью.
«Сейчас услышала от знакомых, что недалеко от нас рядом с поселком Бурга сошел с рельсов поезд "Невский Экспресс" № 166
Только что.
Из-за чего пока неизвестно. Что-то говорят про взрыв.
Есть пострадавшие.
Милиция, скорая из Малой Вишеры туда поехали. Прямо из окон слышны сирены.
Ужасно...
В новостях пока ничего нет. Наверное, скоро сообщат...
P.S. 1. (22,50) Только что по НТВ в новостях подтвердили. Сказали, что много раненых. Про причину схода пока ничего неизвестно. Главное, чтобы все были живы...
P.S. 2. (22,55) Позвонили мне оттуда. Погибших нет. Двое тяжело раненных. Раненых много, но вроде бы все они не критичны. кроме тех двоих.
P.S. 3. (23,55) Скорее всего, причина крушения именно взрыв. На месте аварии приличная воронка, рельсы разворочены в клочья.
P.S. 4. (01,18) Много людей самостоятельно добирается до дома. Тяжело пострадавших, кажется все-таки трое. Самое главное - все живы!!! Слава Богу.
P.S. 5. (01,29) Взрыв произошел рядом с речкой под названием Черная. Может быть, был расчет, что именно там поезд и полетит с откоса. Но так как скорость поезда была очень большая 190 км/ч., а поезд тяжелый по инерции его проволокло дальше и они проскочили этот участок. Локомотив и еще четыре вагона оторвало от основного состава - они находятся на насыпи впереди метров на 150. Все вагоны сошли с рельсов. Больше всего досталось вагону-ресторану. Сейчас уточняется, есть одна или все-таки две воронки от взрыва.
P.S. 7. (03,26) Ребята, я не привыкла поминать его имя всуе. Но в этот раз - действительно какая-то Божья рука спасла людей...
Когда увидели эти слетевшие на такой скорости вагоны, то казалось, что там внутри будет просто месиво. Представьте себе наиболее пострадавший вагон-ресторан: там же печи, посуда, ножи - просто нереальное чудо, что НИКТО не погиб. Вагоны при падении вспахали землю как трактором. Рельсы выворочены. Шпалы вырваны. От двух вагонов даже колеса местами отлетели.
Конечно у многих людей после этого есть травмы, и тяжелые. Но ВСЕ - ЖИВЫ!!!
Проводники, обслуживающий персонал поезда вели себя воистину достойно. Там девочки совсем молоденькие есть. Сами пострадали очень многие и сильно, а помогали пассажирам. Конечно же, в шоке - говорят сегодня второй раз родились.
Все службы спасения сработали тоже очень оперативно. На месте уже очень много техники. Дорогу восстанавливают.
Август опять. Уже начинаешь бояться этого месяца... Да еще и понедельник 13...
Но в этот раз ВСЕ ЖИВЫ...И это главное...».
Татьяна Востроилова,
Светлана Тихомирова,
фото Валентина Илюшина,
Фонтанка.ру
Справка:
В мае 2004 года в результате подрыва железнодорожного полотна в Северной Осетии сошел с рельсов поезд Москва-Владикавказ. Пострадавших в результате инцидента не было. По данным следствия, устройство, заложенное под рельсами на перегоне Эльхотово--Дар-Кох, было радиоуправляемым. Более 300 пассажиров пострадавшего поезда были доставлены во Владикавказ на автобусах.
12 мая 2005 пассажирский поезд Грозный-Москва сошел с рельсов в 153 километрах от столицы России, рядом со станцией Узуново. На месте происшествия сотрудники силовых структур обнаружили воронку диаметром около 1 метра, и провода, ведущие к одному из рельсов. Мощность взрывного устройства составляла около 3 кг в тротиловом эквиваленте. В результате происшествия пострадали 15 человек, в том числе 11-летняя девочка. Прокуратура возбудила уголовное дело по статьям "терроризм и покушение на убийство". В апреле 2007 года за это преступление были осуждены Владимир Власов и Михаил Клевачев. Бывшего научного сотрудника ФГУП "НИИ неорганических материалов имени Бочвара" Власова – приговорили к 18 годам колонии строгого режима, а бывшего мастера ГУП "Гормост" Клевачева - к 19. Кроме того, "подрывникам" поезда Грозный-Москва придется выплатить 3,8 миллиона рублей штрафа компании "ЖАСО", страховщику ОАО "РЖД", и 200 тысяч рублей - пострадавшим от теракта 12 июня 2005 года.
16 августа 1988 года в 18.25 на перегоне Березайка-Поплавенец Бологовского отделения на 307-308 километре потерпел крушение скоростной пассажирский поезд №159 «Аврора» сообщением Ленинград-Москва. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны. В результате 31 человек погиб, более 100 получили травмы и ранения различной степени тяжести. Было повреждено 2,5 километра контактной сети и 0,5 километра железнодорожного пути, 12 вагонов не подлежали восстановлению. Перерыв в движении поездов на участке составил свыше 15 часов. Тогда причиной аварии стала неисправность путей.