Петербуржцам решено устроить антинаркотическую «шоковую терапию». В городе уже появились плакаты: укоризненно смотрящий доктор, спецназовец, «мило» распахивающий решетчатую дверь, мужчина с лопатой на фоне кладбищенских крестов (профессия не уточняется) и автослесарь у раскореженной машины. Госнаркоконтроль и общественная организация «Взгляд в будущее» при поддержке правительства и одного из рекламных агентств города таким образом пытаются заставить людей не только смотреть социальную рекламу, но и видеть окружающее зло и как-то реагировать.
Губернатор Петербурга еще весной потребовала создать «агрессивную» рекламу жизни без наркотиков. Так что теперь можно соглашаться с версией создателей или ругать их, но плакаты уже готовы. Это понятно, что всем подобное художество понравиться не может, но, по словам руководителя «Взгляда в будущее» Алексея Хмырова, «эта реклама в некоторой степени угроза», однако были и более страшные картинки, но по этическим причинам использовать их не стали, хотя они и «попадали в яблочко».
Другое дело – подействует ли она. Авторы решили, что если хоть один человек бросит, это уже будет победа. По данным начальника отдела межведомственного взаимодействия в сфере профилактики наркотиков УФСКН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрия Борзова, каждый третий звонок на «горячую линию» управления дает повод для работы, а затем и для возбуждения уголовных дел. Вроде бы хороший показатель, однако это всего около 100 реальных материалов за год. В Петербурге в 2007 году начали работать несколько подобных линий. В феврале появился телефон доверия в комитете по здравоохранению, горожанам также предложили без стеснения жаловаться на транспорт и ЖКХ в соответствующие структуры, по этим же вопросам свою линию открывала и Городская прокуратура. Это ведомство вообще очень активно работает с петербуржцами: 6 марта ждали звонков с предложениями, как бороться с наркотиками, а 15 июня – заявлений на «черных риэлторов». Пенсионный фонд тоже озаботился жилищными проблемами, и во время работы их линии появилась информация о том, что в городе орудуют неизвестные злоумышленники, которые оставляют пожилых людей без денег. Они представляются сотрудниками Фонда и говорят, что пенсионерам положен ценный подарок, однако за получение надо заплатить налог – от 5 до 50 тысяч рублей.
С аналогичной медицинской службой помощи, где работают психологи и наркологи, все понятно: туда по большей части звонят по узковрачебным вопросам, а в Госнаркоконтроль – с различными сообщениями, начиная с информации о терактах и заканчивая протекающими трубами. И все равно количество таких данных крайне мало. Проще говоря, быть «стукачом» никто не хочет. Таков уж менталитет рожденных в СССР, где «один за всех». И на кого-то жаловаться, вроде бы, не комильфо. Вот и звонят: «Я себя называть не хотел бы, но…»
Но есть горожане, которые осознанно «стучат». И даже не потому, что другому гадость хочется сделать, а потому, что современная жизнь научила людей считать. Математика более чем проста. Предположим, что есть некая семья, живущая в обычной квартире, где недавно был сделан дорогой ремонт. А над ними – притон. Вот и звонят люди, чтобы подстраховаться.
Наука утверждает, что наркомания – болезнь. Что может приключиться с больными – загадка. А квартиру залили – убыток «номер раз». Кроме того, все платят за уборку помещений, почему же деньги должны уходить на то, чтобы намывать загаженную лестничную клетку этажом выше – это ущерб «номер два». Выкрученные лампочки и логичные падения в темноте, равно как и моральный вред, – не учитываем. Под номером «три» идет совсем печальная ситуация. Не секрет, на наркотики нужны деньги, нужны постоянно, нормально работать наркоманы зачастую не могут, а значит, каждое утро ищут некий условный «мобильник». Железная дверь парадной, возможно, защитит от злодеев извне, а вот от своих же соседей – никак нет. Жертвой может стать каждый. Сил рвать сумку из рук и бежать у наркомана нет, так что – получите удар по голове со всеми вытекающими. «Минус» мобильный или кошелек, а также деньги за лечение. Так что, прикинув такой расклад, – дешевле позвонить. И называется это совсем не тем словом, которого почему-то все стесняются, а термином из околоэкономической области - «минимизация рисков».
Так что социальная реклама, лишний раз напоминающая гражданам о том, что «касается каждого», будет работать. А уж город ли будет выделять на нее средства (например, на следующий год запланировано около 3 миллионов рублей для комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности), или бизнес (почти 85 мест на щитах, стойках и билбордах выделены бесплатно), – не столь важно. Остается лишь проблема, сколько нужно, чтобы достучаться до каждого из пяти миллионов петербуржцев.
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру