В Петербурге может появиться второй аэропорт. В августе правительство России признало «Левашово» аэродромом совместного базирования военной и гражданской авиации. Первой на находящемся в черте города воздушном поле появится авиация Минпромэнерго. Одним из потенциальных инвесторов проекта создания новой воздушной гавани является компания «Газпром-Авиа» – дочерняя структура газового гиганта.
Крылья кольца
Правительство России утвердило новый список аэродромов совместного базирования государственной (военной) и гражданской авиации. Аэродром «Левашово» находится в ведении 6-й армии ВВС и ПВО. Он имеет железобетонную взлетно-посадочную полосу длиной 2,5 км, что позволяет принимать не только среднемагистральные «Ту-154», «Boeing-737», «Airbus A-320» и т.п., но и предназначенные для дальних перелетов «Boeing-777» (берет на борт до 440 пассажиров). Аэродром находится неподалеку от Парголово, а кромка взлетно-посадочной полосы расположена всего в 400 метрах от полотна КАД.
Об этом аэродроме как о гражданском аэропорте заговорили впервые два года назад. Для строительства терминалов была создана специальная компания – ЗАО «Аэропорт «Левашово», которая даже подписала протокол о намерениях с военным командованием. 13 декабря 2006 года проект постановления о выделении земельного участка для развития инфраструктуры должен был обсуждаться на заседании правительства Петербурга. «Вопрос серьезный – снимается, – заявила губернатор Валентина Матвиенко. – Прошу доложить мне этот вопрос отдельно». После этого тема эта уже не поднималась.
Наблюдатели связывают столь резкое заявление с планами Смольного получить из федеральной в городскую собственность акции ОАО «Аэропорт «Пулково». Соответственно, городу будет невыгодно иметь конкурента на рынке приема и обслуживания воздушных судов. Однако в некоторых секторах работы хватит на всех. Например, в стратегии развития транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга, разработанной комитетом по транспорту, указывается на недостаточность имеющихся в «Пулково» ресурсов по обработке грузов. Так, объем грузовых авиаперевозок через Санкт-Петербург составляет в настоящее время менее 50 % от уровня 1991 года. Но для решения этой проблемы предлагается модернизировать пока только «Пулково». Комитет по транспортно-транзитной политике как раз разрабатывает концепцию развития грузовой зоны. Как пишут «Ведомости», будет выделено около 150 га для строительства грузовых терминалов (площадью 750 тысяч квадратных метров), которые имели бы выходы прямо к грузовым перронам аэровокзала. За счет реализации проекта грузооборот «Пулково» к 2025 году может составить до 1 млн тонн.
Отдельной строкой в этом стратегическом плане записано и «создание в Санкт-Петербурге аэропорта деловой авиации для обеспечения потребностей бизнеса в авиаперевозках».
Всегда желанный гость
В апреле этого года с инициативой реализовать аналогичный проект выступило ООО «Авиапредприятие «Газпром-Авиа» – дочерняя структура газового холдинга. «Для нас очень интересен аэропорт в Левашово, мы планируем использовать его под развитие чартерных программ, как деловых, так и туристических», – заявил генеральный директор авиапредприятия Андрей Овчаренко.
«Газпром-Авиа» стала первой вышедшей на рынок регулярных рейсовых маршрутов российской корпоративной компанией. В ее парке десятки пассажирских и грузовых самолетов, в т.ч. лайнеры «Ту-154» (160 мест), тяжелые транспортные «Ил-76», самолеты бизнес-класса («Як-40», «Falcon-900» и др.). По несколько раз в неделю самолеты «Газпром-Авиа» совершают рейсы в Петербург, в «Пулково». Авиакомпании принадлежит также аэродром в Остафьево, расположенный всего в нескольких километрах от МКАД. На этой территории «Газпром» оборудовал современный международный аэропорт. Однако он принимает только нерегулярные рейсы – даже собственные пассажирские рейсы «Газпром-Авиа» летают из «Внуково».
Как разъяснили журналисту «Фонтанки» в пресс-службе авиакомпании, в Петербурге планируется реализовать аналогичный проект. Предполагается, что «Левашово» будет обслуживать только чартерные рейсы, бизнес-авиацию, малые грузовые перевозки и решать внутрикорпоративные задачи. А все регулярные рейсы будут вынуждены пользоваться только «Пулково». Подробности проекта (срок, суммы и т.д.) пока не раскрываются. По некоторым данным, партнером «Газпром-авиа» может выступить ВТБ.
Противниками строительства крупного аэропорта могут выступить объединения жертв политических репрессий. К границе аэродрома примыкает территория так называемой «Левашовской пустоши» – кладбища, на котором захоронены десятки тысяч расстрелянных в 30-е годы прошлого века ленинградцев. Там расположено несколько мемориалов. Масштабное развитие инфраструктуры аэропорта потребует новых территорий.
Старая песня о главном
Идея «Газпрома» создать гавань для деловой авиации – далеко не первый проект такого рода. В настоящее время все иностранные авиакомпании, в том числе бизнес-авиация, вынуждены пользоваться услугами «Пулково». Легкомоторные «Cessna» смотрятся «изгоями» на фоне широкофюзеляжных «Ил-86» и «Boeing». Даже в небольшом Хельсинки есть отдельное летное поле для «маленьких».
Вторым аэропортом Ленинграда считалась «Ржевка» (до 1946 года – аэродром «Смольный»). Вплоть до 1995 года с него выполнялись пассажирские рейсы в Белгород, Брест, Великие Луки, Донецк, Кировск, Минск, Москву, Мурманск, Нижний Новгород, Псков, Ставрополь, Херсон и другие города. В течение многих лет он был базой для санитарной и сельскохозяйственной авиации, самолетов аэрофотосъемки и т.п.
В 2004 году аэропорт «Ржевка» приобрело ЗАО «Петербургская топливная компания» (ПТК). Как и «Левашово», этот аэродром также имеет очень выгодное географическое положение – всего 1,5 км от КАД. Изначально сообщалось о планах инвестирования около $100 млн в создание аэропорта для бизнес-авиации – реконструкцию взлетно-посадочной полосы, инфраструктуру, строительство коттеджей и гостиницы. Однако позже все изменилось, и крупнейший в Петербурге нефтетрейдер заявил о перепрофилировании аэродрома в крупный транспортно-логистический комплекс. Аэропорт «Пушкин» уже давно открыт для использования бизнес-структурами. Однако все попытки реализовать там коммерческие проекты пока не увенчались успехом.
Один из самых одиозных проектов выдвигала областная администрация – создать грузовой хаб на базе бывшего военного аэродрома «Вещево» в Выборгском районе. Было создано специальное ОАО, а стоимость проекта оценивалась в $500 млн. Для привлечения инвестора акции решили продать, но практически одновременно с публикацией этой информации появилось объявление о распродаже арестованного службой судебных приставов имущества компании-должника (на торги выставлялось все – от ангаров до забора). В итоге акции остались в областной собственности, а сам аэродром представляет собой жалкое зрелище (сняты даже плиты с взлетно-посадочной полосы). В 2005 году ОАО «Аэропорт «Выборг» признали банкротом.
Фото: Google "Планета земля".
Реальные шаги по привлечению бизнес-авиации сделал пока только аэропорт «Пулково», который в преддверии «Петербургского экономического форума» в 2007 году открыл службу деловой авиации. Она осуществляет наземное обслуживание пассажиров, экипажей и воздушных судов авиакомпаний, выполняющих нерегулярные чартерные и бизнес-рейсы. Ежемесячно обслуживается до 600 рейсов.
В Ленинградской области расположено несколько военных аэродромов (в Сиверской и в Громово), а также летных полей для спортивной авиации (в Касимово, под Гатчиной и др.). Однако военные базы находятся очень далеко от города (до Сиверской около 70 км, до Громово – почти 100 км), а взлетно-посадочные полосы спортивных баз не смогут принять реактивные самолеты.
Характеристики гражданских аэродромов вблизи Санкт-Петербурга.
«Пулково»
ВПП1: армобетон, 3782x60 метра
ВПП2: цементобетон, 3401x60 метра
Принимает самолеты всех типов
«Пушкин»
ВПП: бетон, 2500x44 метра
Принимает самолеты типа Як-42, Як-40, Ту-134; Ан-12, Ан-74, Ан-32, Ан-26, Ан-24, Ил-18
«Ржевка»
ВПП: асфальтобетон, 1800x40 метра
Принимает самолеты типа Ан-2, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ан-30, Ан-32, Л-410
Павел Нетупский,
специально для «Фонтанки.ру»