Заместитель гендиректора ЮНЕСКО Марсио Барбоса заявил о возможности исключения ряда российских объектов из Списка Всемирного наследия. Среди них якобы оказался и Петербург. Глава российской комиссии при ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе прокомментировал громкие высказывания о проекте «Охта центр», которые пресса приписывает Марсио Барбосе.
Заместитель гендиректора ЮНЕСКО Марсио Барбоса, побывавший в Москве с официальным визитом, заявил о возможности исключения ряда российских объектов из Списка Всемирного наследия. Среди них якобы оказался и Петербург. Глава российской комиссии при ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе прокомментировал нашему корреспонденту громкие высказывания по проекту «Охта центр», которые пресса приписывает Марсио Барбосе.
- Григорий Эдуардович, не проконсультируете нас по поводу последнего визита в Москву Марсио Барбосы и его жестких высказываний в отношении «Охта центра»?
- Да я сам только что прилетел, так что пока не изучил его высказывания исчерпывающе. Но приписываемые ему заявления о том, что Россия обязана к 1 февраля представить документы по проекту «Охта центр», не соответствуют действительности – в решениях сессии ничего такого нет. Там выражена озабоченность, и ЮНЕСКО просто хочет знать о продвижении или утверждении этого проекта. В случае утверждения ЮНЕСКО хочет получить все документы. Но на сегодняшний день проект не утвержден – что мы можем представить? Правда, мой заместитель, который был на пресс-конференции Барбосы, рассказывает, что все эти неверные интерпретации его слов связаны с неправильным переводом.
- Что же изучают в ЮНЕСКО, если нет готового проекта?
- Вот то-то и оно. У них есть выходившие в СМИ материалы, которые они скомпилировали, и выразили беспокойство. Но пока и в России никакого решения не принято, поэтому представлять-то нам пока нечего. Вот мне сейчас принесли то, что СМИ пишут о высказываниях господина Барбосы по Алтаю, и все это тоже вызывает вопросы. Просто бред какой-то. Пресса пишет с его слов, про какой-то список Комитета Всемирного Наследия, а такого списка нет и никогда не было. Есть список ЮНЕСКО, а Комитет свой список не ведет. Очень много фактических ошибок, вызванных неверным переводом и невнимательностью журналистов.
- Насколько реальна ситуация исключения Петербурга из списка Всемирного Наследия?
- Да нет, это нереально. Об исключении вообще речи не идет. Если этот проект начнет строиться, будет реализован - только тогда могут быть какие-то действия. Да и то не факт, что его оценят негативно, Комитет еще должен рассмотреть сам проект. К тому же, если говорить теоретически, то сначала происходит не исключение, а, согласно конвенции, объект всемирного наследия переносится в список «под угрозой». Исключение - это чепуха. Впрочем, Марсио Барбоса на пресс-конференции об исключении ничего и не говорил, он говорил о списке «под угрозой».
- А если до 1 февраля проект не будет утвержден, то, получается, Россия ничего не будет показывать на сессии ЮНЕСКО?
- Ну а что обсуждать-то, если нет проекта. Абсурд же. Мы сообщим, что прогресса в развитии проекта нет.
- Правда ли, что в ближайшее время планируется встреча представителей ЮНЕСКО и администрации Петербурга для обсуждения этого вопроса?
- Вы знаете, на данный момент нет. Планировалась встреча, поскольку к 1 февраля мы должны представить уточненные границы охранных и буферных зон по Петербургу. Мы в ЮНЕСКО уже передали документы, но что-то их не удовлетворило. Спрашивали, что именно, но они не были готовы ответить. Поэтому встреча планировалась, только не связанная с «Охта Центром». Скорей всего, этой встречи не будет, так как все уже решилось в рабочем порядке. К тому же в ближайшее время в Россию приедет сам глава Центра всемирного наследия ЮНЕСКО Франческо Бандарин, и если у него будут какие-то вопросы, то тогда уже можно организовать встречу. Но я пока не чувствую необходимости в ней – обсуждать пока нечего.
Алексей Владимирский