Сейчас

+2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

+2˚C

Ясная погода, Без осадков

Ощущается как -1

3 м/с, с-з

760мм

72%

Подробнее

Пробки

7/10

Перевозчики и туроператоры ищут «стрелочника»

ПоделитьсяПоделиться

Вступивший в силу закон, регулирующий отношения в сфере туризма, должен был защитить путешественников. Но до сих пор доверившиеся российским авиакомпаниям туристы иногда сутками ждут обещанного рейса, а туроператоры и перевозчики перекладывают вину друг на друга. Министерство транспорта обязало авиакомпании кормить пассажиров и предоставлять им гостиницы, но пока этот закон только на бумаге.

Вступивший в силу 1 июня закон, регулирующий отношения в сфере туризма, должен был защитить отечественных путешественников. Но до сих пор доверившиеся российским авиакомпаниям туристы иногда сутками ждут обещанного рейса, а туроператоры и перевозчики перекладывают вину друг на друга.

В минувшее воскресенье самолет авиакомпании «ВИМ-авиа», больше года назад включенный в «черный список» Росавиации, в течение почти 20 часов не мог вылететь из испанского аэропорта «Аликанте» из-за технической неисправности. Отметим, что только в 2007 году это авиапредприятие уже несколько раз на десятки часов задерживала вылет. Согласно новому закону, за качество всех услуг, входящих в туристический продукт, т.е. и за перелет также, несет ответственность туроператор. Но туристические фирмы по-прежнему «переводят стрелки» на авиакомпании.

Иван кивает на Петра…

По гражданскому законодательству, продавец отвечает за всех своих контрагентов: перевозчика, гостиницу, гидов, экскурсоводов, автобусные компании и т.д. Сделана маленькая оговорка: «Если иное не предусмотрено законом».

Директор подразделения турфирмы «Ривьера» Дмитрий Скобельчихин, по всей видимости, не считает, что Федеральный закон нужно исполнять. Руководитель в письме-ответе на претензию клиента указывает на статью 120 Воздушного кодекса РФ, которая «устанавливает, что ответственность за просрочку доставки пассажиров несет Перевозчик. Билет – договор между перевозчиком и туристом. Туристические компании не несут и могут нести ответственность за действия Перевозчиков».

Претензии к турфирме «Ривьера» возникли у петербурженки Анны К., которая имела неосторожность купить в этой организации путевку на Мальту. Места, даже дорогие, на рейс из Санкт-Петербурга уже закончились, и путешественники вынуждены были лететь через Москву. Заранее взяли билеты на ночной поезд. Накануне отъезда турфирма сообщила, что вылет переносится с 15 часов дня на 2 часа ночи следующего дня. Только переоформление билетов в Москву обошлось петербуржцам в 3 тысячи рублей. «Когда мы прибыли в аэропорт «Внуково», прошли регистрацию, паспортный контроль и предполетный досмотр, буквально за несколько минут до планируемого вылета на табло появилась информация о переносе рейса на 5:45 утра «в связи с подготовкой самолета». Я и другие пассажиры более трех часов вынуждены были находиться в зоне посадки, не оборудованной ни магазинами, ни кафе, ни другими предприятиями сервиса. Какие-либо услуги (питание или др.) пассажирам оказаны не были. В результате на Мальту мы прибыли с опозданием на 15 часов, т.е. фактически потеряли целый день отдыха».

Надо отметить, что в указанной Дмитрием Скобельчихиным статье Воздушного кодекса РФ нет ни слова, что ответственность за задержку отправления несет именно авиакомпания – речь идет только о размере штрафа. С таким же успехом можно «переводить стрелки» на коммунальную службу, по вине которой в гостинице неделю не было горячей воды (ведь в правилах водоснабжения также прописан размер штрафа). Кроме того, билет (договор с перевозчиком) Анна К. получила только в аэропорту за несколько часов до вылета и, следовательно, не могла им руководствоваться еще до отъезда в Москву. «Мы будем подавать иск к «Ривьере», – утверждает адвокат путешественницы. – Уверены, что судебное решение подтвердит надуманность представленных г-ном Скобельчихиным оправданий. Кроме суммы нанесенного материального и морального вреда, турфирму должны обязать заплатить штраф в федеральный бюджета в половину от взысканной в пользу туриста суммы».

За разъяснениями мы обратились к вице-президенту Российского союза туриндустрии Сергею Корнееву, профессиональному юристу. «Да, есть явное противоречие между двумя законами. Решить его можно только двумя путями – внесением соответствующих поправок или наработки судебной практики. Хотя по общему принципу отвечать должен тот, кто виноват. Если нет вины туроператора в задержки рейса и он никак не мог повлиять на ситуацию, то почему он должен отвечать? Хотя компания может обратиться с регрессным иском к авиакомпании. К тому же часто были ситуации, когда рейс задерживали из-за того, что оператор его просто не оплатил», – говорит Сергей Корнеев.

У нас свой «закон»

На первый взгляд вся проблема может показаться надуманной – какая разница, кому предъявлять претензию?

В споре с авиапредприятием турист может столкнуться с весьма сложной проблемой – противоречивость даже не российского, а международного законодательства. Перевозки регулируются так называемой Варшавской конвенцией, статья 33 которой указывает, что «ничто в Конвенции не может помешать перевозчику отказаться от заключения договора о перевозке или устанавливать правила, не противоречащие постановлениям настоящей Конвенции». А поскольку международные договоры имеют верховенство над национальным законодательством, получается, что авиакомпания вправе придумывать свои правила, а все российские законы – Воздушный кодекс РФ, о правах потребителя – вторичны.

На практике, недобросовестные операторы активно пользуются этим пунктом. Например, пассажир «Трансаэро» подает претензию о выплате штрафа за задержанный больше чем на неделю багаж. К претензии прилагает копии билета, багажной квитанции, акта розыска. В багажной службе аэропорта вежливо разъяснили, что даже этого отправлять не надо – достаточно сообщить номер акта, по которому в электронной базе авиапредприятие найдет все сведения о нем, о его чемодане и т.д. Спустя почти месяц гражданин получает ответ: «Для того, чтобы разобраться в сути произошедшего, авиакомпании необходимы оригиналы всех документов (авиабилета, багажных бирок, акта на прибытие багажа, досылочных квитанций и т.п.)». Причем, даже не указывается, что еще могут потребовать. Обязанность прилагать оригиналы документов, якобы предусмотрена внутренними правилами авиакомпании и без них, в соответствие с Варшавской конвенцией, «Трансаэро» даже не будет рассматривать претензию.

Вопрос только в том, а не «потеряет» ли эта фирма все имеющиеся у пассажира доказательства ее вины? И зачем вообще нужны оригиналы, если вся информация многократно занесена в базы, а бумажный билет уже давно не играет никакой роли?

Возможно, суд и не станет рассматривать внутренние правила авиаперевозчика как правовой акт. К тому же пункта, на который ссылается в своем ответе представитель претензионной группы авиакомпании «Трансаэро» Наталья Кузнецова, вообще нет, а другие нормы указывают лишь на обязанность предъявить, а не отдавать оригинал только багажной квитанции.

Выбирайте перевозчика сами

В июле Министерство транспорта РФ заявило о принятии новых правил перевозки пассажиров, возлагающие на авиакомпании дополнительные обязанности, в частности – кормить, а иногда и предоставлять гостиницы в случае задержки рейса. Однако они до сих пор официально не опубликованы и дата вступления этого документа в силу пока не известна.

В любом случае у пассажира остается выбор – c кем летать. Как и «ВИМ-Авиа», «Трансаэро» включена в список «10 самых непунктуальных авиакомпаний России», опубликованных Федеральным агентством воздушного транспорта. То есть государство публично назвало тех, что чаще других доставляет неудобства своим клиентам.

Павел Нетупский,
cпециально для «Фонтанки.ру»

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close