Обновлять «Пулково» будут британцы. Жюри по проектам реконструкции терминалов петербургского аэропорта остановило свой выбор на варианте архитекторов из бюро Grimshaw. Из плюсов предложенного ими варианта отмечена архитектура и хорошо продуманная логистика. Правда, победу присудили с небольшой оговоркой: проект все-таки еще надо доработать в течение месяца.
Заседание жюри, в составе которого была губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, длилось около полутора часов. Заявленные среди членов конкурсной комиссии министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр транспорта Игорь Левитин не присутствовали на подведении итогов – они заочно отдали свои голоса британскому бюро. Также отсутствовал и архитектор Кишо Курокава - он прислал письменное одобрение того же проекта.
Напомним, что изначально в конкурсе пожелали участвовать 8 архитектурных бюро. После рассмотрения всех представленных вариантов, экспертный совет принял решение о проведении второго этапа, в который вышли две компании: британское архитектурное
бюро Grimshaw и американская компания Skidmore, Owings&Merrill. Правда, от обоих авторов потребовали до момента подведения окончательных итогов доработать предложенные проекты.
Проект британской фирмы предполагал разделение здания вокзала на три части (привокзальную площадь, воздушную зону и зону безопасности аэропорта), соединённые между собой стеклянными мостами.
В результате «доработки» общая концепция всего комплекса претерпела существенные изменения: напротив здания нового терминала теперь предусмотрена клинообразная зелёная зона, а по краям предусмотренной широкой дороги, ведущей к аэропорту, должны располагаться объекты вспомогательной инфраструктуры. Кроме того, авторы заменили предложенную сначала волнообразную крышу комплекса на плоскую, - в стиле старого здания аэропорта.
Терминал в «английском» варианте будет располагаться на площади в 185 тысяч кв. м. (при заявленном по условиям конкурсе «минимуме» в 149 тысяч), а планируемые затраты проекта составят 344 миллиона евро.
Сам терминал насчитывает три основные коммерческие зоны: одну общую в аэровокзальной части терминала до паспортного контроля и две в зонах, ограниченных паспортным и таможенным контролем. Зал вылета займет 11,5 тысячи квадратных метров, прилета 17,7 тысячи, а площадь зоны оформления багажа составит 22 тысячи квадратных метров. Коммерческие зоны включают трамвайную станцию, паркинг, бизнес-центр и гостиницу.
Ожидается, что после окончания строительства пассажиропоток «Пулково» увеличится до 17,5 миллиона человек в год. При этом, по словам Валентины Матвиенко, эксперты подсчитали, что обновленный аэропорт сможет в будущем «пропускать» до 40 миллионов пассажиров.
Еще один большой плюс победившего варианта: архитекторы изначально рассчитывали проект так, что на время работ по реконструкции терминала не должно возникнуть сложностей у пассажиров аэропорта. По словам заместителя и.о. министра транспорта Александра Мишарина, присутствовавшего при подведении итогов конкурса, в проекте отлично «продумана и выполнена планировка здания, а самое главное, что реконструкция не нарушит работу существующего аэропорта».
Валентина Матвиенко, в свою очередь, отметила, что аэропорт не музей и не магазин. "В нем должна быть, в первую очередь, продумана логистика, а в проекте англичан она отработана полностью", - отметила губернатор. Так же членам жюри, по словам градоначальницы, в этом проекте больше всего понравились парковка и кровля крыши.
Справка
6 декабря 2006 года было принято решение о целесообразности проведения международного архитектурного конкурса на разработку архитектурной концепции здания нового пассажирского терминала аэропорта «Пулково» и прилегающих к нему объектов коммерческой инфраструктуры.
16 февраля 2007 года состоялось торжественное открытие архитектурного конкурса. С этого события началась реализация Генерального плана развития аэропорта «Пулково» до 2025 года, разработанного в течение 2006 года. По плану к 2010 году должен быть построен новый пассажирский терминал для обработки международных рейсов, примыкающий к «Пулково-1» с северной стороны.
После ввода в эксплуатацию первой очереди терминала его минимальная пропускная способность должна составить 7,4 миллиона пассажиров в год с возможностью последующего увеличения до 22 миллионов. Должно возрасти количество стоек регистрации телетрапов, а также расширятся офисные и торговые площади. Работы над проектами в рамках первого тура конкурса архитекторы закончили к 30 мая.
31 мая 2007 открылась выставка проектов, а 8 июня состоялось заседание жюри. После рассмотрения отчета экспертного совета по всем предложенным проектам было принято решение о проведении второго этапа архитектурного конкурса, в который вышли компании Grimshaw & Partners (Великобритания) и Skidmore, Owings&Merrill (США).
Александр Фролов,
фото автора
Фонтанка.ру