Городской парламент направил в Госдуму законодательную инициативу об освобождении от платы за лифт тех, кто живет на первых этажах многоквартирных домов, а также тех, в чьих подъездах нет лифта (при том, что в других подъездах дома он есть). Таким путем предлагается разрешить скандальную ситуацию, возникшую в Петербурге в августе, когда тем, кто ранее за лифт не платил, пришли квитанции на соответствующую оплату.
Напомним хронологию событий.
3 июля городское правительство приняло постановление № 743, устанавливающее плату за содержание и текущий ремонт жилищного фонда города. Ранее она устанавливалась законом Санкт-Петербурга, но с 2007 года парламентарии передали эти полномочия исполнительной власти. И в этом постановлении - там, где речь шла о плате за лифт, - отсутствовала сноска, которая неизменно присутствовала в законах, ранее определявших квартплату: «не взимается с граждан, проживающих на первых и вторых этажах».
Возник вопрос о правомерности взимания такой платы в 2007 году. Председатель Жилищного комитета Юнис Лукманов ответил, что есть, мол, решение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда, которая постановила, что «лифты входят в состав общего имущества в многоквартирном доме», а «обязанность по содержанию общего имущества возлагается на всех без исключения нанимателей, независимо от того, на каком этаже находится занимаемое ими жилое помещение». Чиновники еще объяснили: а что если тот, кто живет на первом этаже, ездит на лифте к соседу – в шахматы играть? Вопрос о том, должен ли платить за «средство передвижения» и тот, кто ходит играть в шахматы в соседний дом, остался без ответа…
В августе квитанции с новой графой получили не только жители первых этажей, но и те, в парадных которых отродясь не было лифтов. Дело в том, что в Петербурге, особенно в старой его части, достаточно много домов, где лифты установлены лишь в части подъездов. Но формально они являются общим имуществом, и людям, которые поднимаются пешком по своим лестницам, предложили платить наравне с соседями, которые действительно пользуются лифтами. Причем размер платы во многих случаях был немаленьким: в соответствии с 743-м постановлением правительства, он теперь зависит не от числа проживающих, как раньше, а от площади квартиры…
Уже в середине августа, услышав по телефону слово «лифт», в Жилищном комитете начинали нервно заикаться и отсылать возмущенных граждан к 743-му постановлению: там, мол, все написано! 21 августа на заседании правительства города Валентина Матвиенко отметила, что введение платы за лифты, независимо от этажа, было связано с требованиями нового Жилищного Кодекса, в котором много недоработок. По словам губернатора, «мы не имеем права не исполнять федеральные законы, над нами много надзирающих органов, которые требуют приводить городское законодательство в соответствие с федеральным, что и было сделано правительством Петербурга». Вместе с тем, заявила Валентина Матвиенко, после проведенных переговоров с прокуратурой, правительство приостанавливает исполнение пункта Жилищного Кодекса, касающегося жителей, проживающих на первых этажах. «Нужно восстановить социальную справедливость – люди, которые не пользуются лифтом, не должны за него платить, они не получают эту услугу. – В ближайшее время мною будет подписано соответствующее распоряжение, согласно которому плата за лифт для жителей первых этажей, отменяется». Тогда же было объявлено, что правительство города выходит с инициативой в Государственную Думу об изменении этого положения Жилищного Кодекса.
28 августа правительство внесло изменения в 743-е постановление, приостанавливающие внесение платы за содержание и ремонт лифтов гражданами, проживающими на первых этажах многоквартирных зданий, а также жителями домов, подъезды которых не оборудованы лифтами.
И вот теперь – упомянутая в начале законодательная инициатива.
Назвать Жилищный кодекс «новым» - значит, очень сильно преувеличить: он был принят в декабре 2004 (!) года. Да, в нем действительно есть норма (39-я статья) о том, что «доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме… определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме». И есть 154-я и 156-я статьи, где говорится, что размер платы за содержание общего имущества для нанимателей (живущих в неприватизированных квартирах) определяется, исходя из общей площади квартиры.
Но, во-первых, «определяется чем-то» - не значит «строго пропорционален чему-то»: можно установить дифференцированные правила оплаты, или, скажем, установить, что расходы, формально относимые на жильцов первых этажей, берет на себя городской бюджет. А во-вторых, лифт – это не просто «общее имущество», это еще и услуга, которая оказывается гражданам. А когда нет услуги (то есть, нет факта пользования лифтом – или по причине отсутствия потребности, как для первых этажей, или по причине отсутствия возможности, как для «безлифтовых» подъездов) – нет и оплаты. Это общий принцип, который вряд ли кто-то будет подвергать сомнению.
Отметим, что существует и официальное письмо Росстроя (Федерального агентства по строительству и ЖКХ) от 1 декабря 2005 года № ЮТ-5030/03 «О порядке взимания платы за пользование лифтами в жилых домах», где говорится следующее:
«В связи с многочисленными запросами о порядке взимания платы за пользование лифтами в жилых домах, разъясняем, что, несмотря на то, что лифты относятся к общему имуществу многоквартирных домов, основанием для включения в оплату гражданам услуги за пользование ими должно являться условие фактического пользования этой услугой». И далее: «нормативные правовые акты, регламентирующие взаимоотношения между гражданами, проживающими в многоквартирных домах, и собственником жилищного фонда в качестве одного из основных критериев оплаты за жилье устанавливают факт пользования данной жилищной услугой».
В связи с этим, по мнению Росстроя, жители первых этажей зданий платить за лифт не должны. При этом «конкретное принятие решений о порядке расчетов платы населением за обслуживание лифтового хозяйства и порядок ее взимания» остаются за местными властями.
Это означает, что никто не обязывал питерские власти заставлять платить за услугу тех, кто ей не пользуется. Просто следовало установить такой порядок «расчетов платы населением», чтобы за лифт платили только те, кто ездит на лифтах. И соответственно, не платили те, кто не ездит.
До 3 июля 2007 года был установлен именно такой порядок. И прокуратура ни разу не возвысила свой голос, заявив, что есть противоречия с законом.
Однако, начался скандал – и всю вину решили срочно возложить на Жилищный кодекс, который чиновники, скрепя сердце и обливаясь слезами, вынуждены были выполнить. Два с половиной года они не обращали внимания на указанные статьи ЖК – а тут вдруг вспомнили.
Жилищный кодекс в этой части - для устранения очевидной коллизии - действительно надо менять. Но если питерские власти считали его несовершенным – у них было много времени для того, чтобы внести в Госдуму соответствующие предложения об изменении «недоработанного» Кодекса. В том числе, касающиеся лифтов и платы с жильцов первых-вторых этажей. Что же, лучше поздно, чем никогда.
Борис Вишневский,
специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться