Вы когда-нибудь задумывались, куда из метро девается грязь, которую мы в него носим – например, на ботинках? Часть ее осаживается при входе, на ковриках-«ногоочистителях». Часть – оседает на эскалаторах. С платформ ее смывают машинами-поломойками – вы иногда видите их по вечерам на станциях. Балюстрады эскалаторов в течение дня моют сотрудники службы движения.
А ведь часть грязи оседает и в тоннелях – с технологической водой, например. Она стекает по лоткам на полу тоннелей к специальным дренажным перекачкам, а оттуда выводится наверх, в городскую канализацию. Пыль залетает в тоннели через вентиляционные шахты, а также с потоками воздуха со станций. Тем не менее, в тоннелях чисто. И воздух в метро свежий, не пыльный. Почему?
Оказывается, и тоннели, и станции моют гораздо тщательнее, чем мы с вами можем предположить. У иных хозяек на кухне нет такого графика уборок, какой есть у службы тоннельных сооружений. Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Дмитрий Бурин, заместитель начальника службы, раз в три месяца каждому тоннелю устраивают «большую стирку» - промывают с помощью специальной тоннелемоечной машины. Она подает на стены воду под высоким давлением, смывая накопившуюся грязь.
Механизированную мойку не проводят только в тех тоннелях, в которых слишком большой уклон рельсов – свыше сорока тысячных. Там цистерна может не преодолеть подъем или спуск на влажных рельсах. Это те тоннели, которые проходят под реками, и, например, перегон между станциями «Девяткино» и «Гражданский проспект» - там моют только часть тоннеля.
Начинается уборка с момента снятия напряжения с контактного рельса, а закончиться должна до половины четвертого – во-первых, чтобы мотовоз успел вернуться в депо до начала хождения поездов, а во-вторых – чтобы рельсы к первым поездам успели высохнуть. Но все равно первые пять поездов идут помедленнее, «сушат рельсы».
Машина совсем новенькая, желто-красная, а двигает ее заслуженный метрополитеновский мотовоз, который проектировали до войны, а создали больше 30 лет назад. Если на пути нет больших уклонов, тоннелемойка выходит из депо с полной цистерной воды. Если есть – через пожарные люки набирает воду на станции. Процесс не быстрый – все-таки емкость цистерны составляет девять кубометров. Таких машин в метро две и еще одна поменьше – с емкостью цистерны в шесть кубометров. «Живут» они в двух депо – «Автово» и «Московском», там, где содержится вся самоходная техника метро.
Когда машина набрала воду, начинается процесс мытья. Тоннель моют дважды – сверху и снизу. Оператор машины регулирует подачу воды и включает верхнюю или нижнюю часть форсунок. Струи воды отмывают бетон и чугун тоннеля почти что начисто. Но не совсем.
Раз в полгода каждый тоннель надо промыть вручную. Грязь с его жесткого дна и обшивки на полтора метра в высоту снимают мастерками – тряпки и швабры тут бессильны. Весь мусор собирают в специальные контейнеры в тоннелях и затем вывозят за пределы метро. За рабочую ночь по нормативам положено очистить всего 200 метров. На один перегон тратят месяц. В метро этой тяжелой работой занимаются около 60 человек – в основном, мужчины.
Моют и станции – платформы, потолки, облицовку стен, плафоны, все уголки и закоулки. При этом используют не только моющие, но и дезинфицирующие средства. Один раз в два месяца устраивают влажную уборку рельсов. При таком трепетном отношении к чистоте в метро не остается места не только пыли и грязи, но и их постоянным спутникам – плесени, тараканам, крысам. Дератизацию тоннелей профилактически проводит специальное отделение Роспотребнадзора, но, как рассказал Дмитрий Бурин, ни одной крысы в тоннелях не видели уже очень давно. Комары иногда появляются – выводятся в отстойниках дренажных перекачек. Для избавления от них при очистке в отстойники засыпают специальные средства. А вот с залетающими в метро птицами не борются – «у нас здесь все-таки не аэропорт».
Работы уборщикам и дренажникам добавляют несознательные пассажиры – те, кто выбрасывает в окна вагонов мусор, на станциях - бесплатные газеты, банки и бутылки. Подлинный бич метрополитена – наклейки. Если со стен и колонн станций их можно отмыть специальным химическим средством, то с балюстрад эскалаторов остается только соскребать – и получается очень некрасиво. А вот с жевательной резинкой борются с помощью… топора. Только им можно отодрать присохший комочек с гранитного пола.
Как рассказал корреспонденту «Фонтанки» Сергей Васильев, старший мастер ООО «Метролюкс» - компании, которая работает на уборке наружных павильонов метро, а также занимается очисткой балюстрад – перед «Маршем несогласных» пришлось несколько раз останавливать эскалаторы среди дня – чтобы очистить балюстрады от наклеек. «Эпидемии» расклейки бывают и перед большими концертами. А вот летом «клейщиков» становится меньше – вероятно, этим занимаются, в основном, студенты, которые летом на каникулах.
Кстати, все, кто балуется наклеиванием стикеров, должны принять во внимание, что у дежурной по станции есть монитор, а за эскалаторами внимательно наблюдает видеокамера. Так что все подвиги видны, как на ладони.
Сотрудники «Метролюкса» также отмывают стекла в больших окнах павильонов (их, оказывается, называют витражами). Причем не только от грязи и пыли города, но и от творчества несознательных граждан.
Так что чистота в метро – результат усилий многих людей. Может быть, не стоит добавлять им работы?
Ленка Виноградова,
Фото Дмитрий Олейник
Фонтанка.ру