Сроки открытия завода по производству автомобилей «Тойота» сорваться не могут. В этом убеждены власти города. Но, говоря об этом, волнение не скрывают. Ростехнадзор может не согласовать технические вопросы в последние месяцы перед запуском производства. После заседания Госсовета в Москве, где губернатор пожаловалась президенту России на федеральное ведомство, она тут же поехала на завод.
Открытие завода «Тойота» в Шушарах должно состояться 21 декабря. Однако на последних этапах подготовки у компании появились проблемы. Ростехнадзор чинит препятствия и ставит условия, которых представители японской компании вообще не понимают. Об этом губернатор Петербурга говорила на Госсовете президенту России 12 октября в Уфе. Обратившись к Владимиру Путину, она пожаловалась, что чрезмерная, по ее мнению, активность Ростехнадзора снижает инвестиционную привлекательность регионов:
«Приходят, выписывают огромный штраф – за то, что не вовремя подан отчет об экологическом вреде офисной деятельности, – заявила петербургская градоначальница. – Японцы говорят: мы не понимаем, о чем идет речь. Они смотрят на нас как на динозавров… Из-за таких безумных требований к инвесторам сложно говорить об инвестиционной привлекательности».
«Большего бреда придумать сложно». – добавила она уже в Петербурге. Вернувшись в город, на первом же субботнем объезде она направилась в Шушары. Там выяснилось, что на «экологическом вреде офисной деятельности» головная боль с Ростехнадзором не заканчивается.
На заводе в субботу губернатору рассказали, что до запуска производства осталось всего два месяца. С 1 ноября должна начать работу приемочная комиссия. В конце ноября автопредприятие должно получить разрешение на запуск производства. Чтобы сроки запуска не были сорваны, заводу необходимо получить акты-допуски по электричеству, газу, теплу и пожарной безопасности, и разрешение на применение импортного оборудования.
Одна из проблем получения согласований от ведомства связана с вывозом строительных отходов торфа. Тут выяснилось, что председателю Комитета по природопользованию и охране окружающей среды Дмитрию Голубеву ранее уже давали поручение решить эту проблему, но дело не сдвинулось с мертвой точки: и сегодня он не смог ответить на вопрос, как быть с отходами торфа, если не вкладывать средства в дорогостоящую сепарацию.
Коллеги Голубева пытались рассуждать на эту тему философски.
«Мы позиционируем торф не как отходы, а как грунт, который можно использовать на территории завода», - отметил глава КИСП Максим Соколов.
-Анализ грунтов сделали, если торф сепарировать…», - начал Голубев.
-А если не сепарировать?. – спросил вице-губернатор Александр Вахмистров.
-Его можно использовать для рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, усыпать свалки, - продолжил рассуждать Голубев.
Губернатор рассердилась: ее собственные подчиненные не выполняют поручений.
«Я разочарована в вашем бездействии, если не сказать больше… и удивлена вашей необязательностью», - сказал Валентина Матвиенко, и пригрозила, что за дальнейшее невыполнение поручений глава комитета будет нести личную ответственность.
Перед журналистами губернатор защищала завод, который за все время строительства под ее контролем не пережил ни одного крупного скандала. (Почему от претензий Ростехнадзора не понадобилось ограждать других инвесторов, не известно.) И напомнила, что три года здесь вообще ничего не было: в Шушарах можно было ходить только в резиновых сапогах. Градоначальница отметила, что в том месте, где сейчас расположена электроподстанция, питающая поселок (хотя теперь этот статус уже никто не хочет называть, - «автогород»), еще год назад было болото, в котором тонула техника. Как знак особого расположения прозвучали ее слова о том, что автопарк Смольного пополнится автомобилями компании. Как минимум потому, что завод «Тойты» - первое автомобильное производство в Петербурге.
"Мы примем решение, чтобы в автомобильном парке машины были отечественного производства, выпускающиеся в Петербурге. Но при этом мы не можем менять полностью автопарк и проводить конкурс, иначе будем заниматься этим каждый год", - подчеркнула глава города (в 2005 году в смольнинском автопарке появились автомобили «Вольво»).
Напомним, что последний раз с объездом губернатор посещала завод год назад. Тогда на территории было практически завершено возведение производственных цехов. Согласно планам, первый конвейер завода заработает в декабре 2007-го. Объем инвестиций в проект составляет 4 миллиарда рублей. Планируемая мощность завода – 50 тысяч автомобилей в год. На первоначальном этапе «Тойота» будет собирать 20 тысяч Camry.
На другой строительной площадке, завода General Motors, которую тоже посетила губернатор в субботу, аналогичных проблем не обнаружилось. Пока, по крайней мере. Более того, еще не запустив производства, представители компании уже продемонстрировали губернатору первый автомобиль - Chevrolet Captiva, который первым будет выпускаться на заводе (его стоимость составит от 26 тысяч долларов).
Этот завод будет открыт 3 ноября 2008-го года. Как рассказал генеральный директор компании Ричард Свандо, в январе 2008-го года на концерне начнется монтаж технического оборудования, в сентябре откроется малосерийное производство автомобилей, а в ноябре следующего года завод заработает в полную силу.
До конца этого года должна пройти госэкспертиза проекта первой очереди завода на 60 тысяч машин в год. Мощность предприятия при полном развитии должна составить 210 тысяч машин в год. Общий объем инвестиций составляет 303 миллиона долларов. Завод обеспечит рабочими местами 1300 человек. Напомним, что в сентябре Минэкономразвития подписало меморандум о строительстве завода с американской компанией General Motors. Компания планирует производить в Шушарах автомобили Opel и Сhevrolet. Ранее в качестве производственной площадки рассматривался Калининград.
Кроме этого в Шушарах планируется строительство еще двух автомобильных заводов. «Сузуки мотор Корпорейшен» и «Магна интернэшнл». На последнем планируется производить автомобильные компоненты, в том числе автомобильные куховные модули, бамперы, автомобильные кресла. Сейчас на участках, где будет открыто производство проходят проектно-изыскательские работы.
Для подходов к производственной автомобильной зоне в Шушарах сейчас строится Софийская развязка. Первый этап дороги будет завершен в конце года. Второй участок в следующем году. Так же до конца 2009-го года будет «пробиваться» Софийская улица до Колпино.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Губернатор отчитала Голубева за бездействие при согласовании строительства «Тойоты»
Матвиенко: Рвение Ростехнадзора отпугивает инвесторов
Первый автомобиль питерская "Тойота" построит в августе
General Motors заработает в Петербурге в ноябре 2008 года
General Motors решил сосредоточиться на России
Поделиться