В России принят новый Устав автомобильного и городского наземного электрического транспорта, расширяющий права пассажиров и не предусматривающий право региональных властей проводить какие-либо конкурсы или иным образом ограничивать деятельность маршрутных перевозчиков. В России также могут появиться альтернативные владельцы трамваев и троллейбусов.
Сейчас автомобильные перевозки регулируются уставом, принятым в 1969 году. Именно на его основе арбитражные суды в ряде субъектов Федерации признали незаконным проведение конкурсов на обслуживание городских маршрутов. Новый устав, подписанный Президентом России в минувшую субботу, вступит в силу только через полгода после официального опубликования, то есть примерно в мае 2008 года.
Детям скидка, родителям – компенсация
Документ предоставляет пассажирам автобусов, троллейбусов, трамваев, маршрутных и легковых такси новые права. А также уточняет предусмотренные и действующим уставом, но игнорируемые некоторыми перевозчиками, которые считают оный правовой акт архаичным, а потому и необязательным. Например, льготы для детей. В «маршрутках» и на междугородних автобусах (в них запрещено ездить стоя) можно будет провозить детей в возрасте до 12 лет с предоставлением им отдельных мест для сидения за плату в половину стоимости билета. При этом родители должны иметь при себе документ, который подтверждает возраст ребенка.
Жесткая ответственность возлагается на автотранспортные компании, осуществляющие междугородние автобусные перевозки. При опоздании более чем на два часа они обязаны будут выплачивать пассажиру по 3 процента стоимости билета за каждый час задержки, а также возместить весь нанесенный опозданием ущерб. В том числе компенсировать стоимость авиабилета или туристической путевки за рубеж, если из-за задержки международного автобуса пассажир вовремя не попал в аэропорт или на вокзал. Закон не уточняет, являются ли пробки или иные дорожные трудности форс-мажорным обстоятельством, освобождающими перевозчика от ответственности. С одной стороны, водитель точно не мог предотвратить такую ситуацию, с другой – организаторы маршрута и составители расписания должны были их предусмотреть. В каждом случае степень вины компании будет определять суд. Пассажир также будет иметь право вернуть билет и получить полную его стоимость в случае задержки отправления транспортного средства более чем на час.
Устав регулирует также работу легковых такси, пассажир (заказчик) которых именуется фрахтователем. В обязательном порядке водитель обязан выдать квитанцию или кассовый чек. Однако водитель вправе и отказаться ехать, если предлагаемый маршрут или поведение пассажира может создавать угрозу его безопасности.
Смольный никто не спрашивает
С момента вступления в силу нового Устава все вопросы перевозки будут регулироваться исключительно федеральным законодательством. Правительство России уполномочено принять необходимые правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным и городским наземным электрическим пассажирским транспортом, но региональным властям никаких прав не делегировано. В первую очередь это затронет вопросы пользования такси, автобусами, трамваями и троллейбусами. В настоящее время взаимоотношения пассажира и владельца такси регулируются Правилами, утвержденными исполкомом Ленсовета в 1989 году. Они, равно как и Правила пользования наземным пассажирским транспортом, должны быть признаны утратившими силу. Действующий устав предоставляет субъектам Федерации некоторые права. Например, организация новых городских и пригородных маршрутов должна была производиться территориальными объединениями автомобильного транспорта по согласованию с исполнительными комитетами городских, районных Советов народных депутатов (ныне – администрации). Организация работы легковых такси, движения трамваев и троллейбусов принятым в 1969 году Уставом вообще не регулировалась.
Новый Устав ставит под сомнение и легитимность проведенных в Санкт-Петербурге конкурсов на организацию перевозок по городским маршрутам. Напомним, что суды в Вологде, Петрозаводске, Архангельске и других городах констатировали, что «конкурсы и договора могут касаться только так называемых «социальных маршрутов», когда перевозчик претендует на получение неких бюджетных дотаций или городского заказа. Условия же организации конкретных маршрутов, в том числе и расписания движения, регламентируются положениями Устава автомобильного транспорта РСФСР. Правда, городской суд Санкт-Петербурга, равно как и арбитражные суды, отклонили доводы независимых перевозчиков о незаконности проведенных в Северной столице конкурсов.
У городских властей есть надежда на скорейшее принятие другого федерального закона – «Об общих принципах организации транспортного обслуживания населения на маршрутах регулярного сообщения в РФ». Как и принятый Устав, он был разработан и внесен Правительством России, но пока не прошел даже второго чтения в Госдуме (оно намечено на 14 ноября). Этот законопроект предусматривает проведение конкурсов, а также предоставляет местным властям практически неограниченные права в регулировании деятельности маршрутных перевозчиков. Однако, даже если этот закон будет принят, то вступит в силу только через шесть месяцев после официального опубликования, то есть значительно позже мая 2008 года.
Есть и другие противоречия. Например, специальная статья в еще рассматриваемом законопроекте определяет размещение, обустройство и порядок пользования объектами транспортной инфраструктуры. Но согласно уже принятому Уставу, требования к оформлению и оборудованию объектов инфраструктуры определяются утверждаемыми правительством России правилами.
Независимый трамвай
Спорный законопроект вообще не регулирует работу легковых такси, хотя согласно действующему с 2004 года городскому закону предусматривается заключение договоров на организацию обслуживания населения таксомоторами индивидуального пользования между Комитетом по транспорту и перевозчиками. Каждый автомобиль должен иметь специальную карточку-разрешение, а водитель – визитку с фотографией (вроде бейджа).
Кроме того, законопроект касается не только автобусных перевозок, но и организации маршрутов всех видов городского пассажирского транспорта, в т.ч. электрического. То есть до 2009 года городская администрация обязана будет провести конкурс на перевозку петербуржцев трамваями и троллейбусами! Вводятся также ограничения на право одной компании или группы лиц обслуживать больше 65 процентов объема предложения транспортных услуг на всех муниципальных маршрутах. То есть либо ГУП «Горэлектротранс» должен быть разделен и хотя бы частично приватизирован, либо в Санкт-Петербурге и других городах могут появиться коммерческие трамваи и троллейбусы.
Однако руководство «Горэлектротранса» еще несколько лет назад косвенно признало, что по путям города двигаются не принадлежащие им трамваи, имеющие даже бортовые номера. Так, открещиваясь от нанесенного в результате ДТП вреда, юрист государственного предприятия Сергей Вайдо доказывал, что из представленных материалов «не усматривается принадлежность спорного трамвая» ответчику.
Павел Нетупский,
Фонтанка.ру
Поделиться