Оказывается, сотрудников ГИБДД, спрятавшихся в кустах и отлавливающих нарушивших запрет на проезд, можно привлечь к ответственности, подав заявление в милицию. Но как сделать так, чтобы тебя после этого не признали пьяным, с ЧМТ и согласным с действиями милиции?
В 16 отделении милиции Василеостровского района произошли события, в результате которых правозащитник общественной организации попал на больничную койку, а прокуратура проводит проверку в отношении сотрудников ГУВД, дежуривших в ночь с 16 на 17 ноября 2007 года. В изложении событий всеми сторонами конфликта много несостыковок и недоговоренностей. Что же произошло на самом деле, пытался выяснить корреспондент «Фонтанки».
Активисты петербургского отделения общественного движения «Комитет защиты прав автомобилистов» по вечерам часто следят за работой своих «подопечных» - сотрудников ГИБДД. Вечером 16 ноября один из них заметил, что сотрудники ДПС спрятались под недавно установленным «кирпичом» на одной из линий Васильевского острова, и вместо того, чтобы предупреждать граждан о том, что схема проезда в этом месте изменена, отлавливают автомобилистов «из кустов» и штрафуют. Когда активист подошёл выяснить, что за «беспределом» здесь занимаются, ему ответили, чтобы он не мешал им «выполнять план по протоколам».
Мужчина позвонил по 02 и сообщил о неправомерных действиях сотрудников ГИБДД, а после этого сделал аналогичный звонок правозащитнику организации Сергею Ляликову. Через некоторое время активисту перезвонили из 16 отделения милиции и попросили подъехать, чтобы он смог оформить заявление. Вместе с Сергеем и его коллегой по работе в Комитете Юрием Серенковым около 20.00 они были в отделении. Так совершенно спокойно и безобидно началась так называемая «кровавая история».
Как рассказал правозащитник Сергей Ляликов, после того, как они вошли в отделение милиции, дежурный сразу же начал выяснять личность третьего присутствующего. «Как только они услышали, что его фамилия Серенков, милиционеры обвинили Юрия Ивановича в том, что он пьян, надели на него наручники и повалили на пол, - рассказал «Фонтанке» правозащитник. - А после этого начали оформлять протокол о том, что тот был в нетрезвом состоянии и дебоширил».
Как рассказал сам Юрий Серенков, в 16 отделении милиции на него имеется «зуб» - после того, как несколько лет назад он судился с одним из местных сотрудников ГИБДД.
Дежурный отдела рассказал историю, отличающуюся от версии правозащитника, зато объясняющую некоторые «тёмные» моменты. По его словам, в отделение пришли двое правозащитников, чтобы оформить заявление на сотрудников ГИБДД.
«С ними ввалился и третий, который с самого начала вёл себя неадекватно, — рассказал милиционер. - На мои замечания он не реагировал, постоянно что-то кричал, видно было, что человек просто пьян». Якобы после нескольких замечаний милиционеров и просьб удалиться из помещения Серенков начал выражаться громче, и оперативный дежурный (в звании полковника) дал указание его задержать. Когда на правозащитника начали надевать наручники, он попытался сбежать. Однако его задержали и препроводили в «обезьянник», чтоб не мешал.
После этого, по словам активистов, дежурный объяснил им, что сейчас их коллегу свозят на улицу Боровую для освидетельствования, а потом привезут обратно. «После этого мы видели, как его вытащили на улицу босого, растрёпанного, запихнули в милицейский «козелок» и увезли», - рассказал Ляликов. Привезли Серенкова обратно уже сильно избитого, с разбитой головой и огромным кровоподтёком, затащили обратно в камеру, а оттуда послышались крики и глухие удары. За это время правозащитники успели встретиться и с полковником ГИБДД, который прибыл в 16 отдел ночью для того, чтобы разобраться по основному вопросу, с которым представители комитета изначально явились в милицию.
Как рассказал председатель Комитета Александр Холодов, после звонка активистов движения он приехал на Боровую и видел, как выгружали правозащитника из машины, сильно «шваркнув» Серенкова об асфальт, и после этого потащили на освидетельствование. Сам же председатель отделения оказался там.
В милиции объяснили, что когда Серенкова привезли на освидетельствование, тот попросту выпал из машины, так как был в совершенно неадекватном состоянии. В момент падения он действительно разбил себе лоб, что и было зафиксировано медиками. Кроме этого, на руках дежурного есть копия протокола медосвидетельствования, составленного в тот день. В крови «борца с ГИБДД» найдено 3 промилле алкоголя (обычно люди на ногах не стоят с таким количеством спирта в организме). Сам Серенков не помнит, чтобы его даже заводили в кабинет, он сидел в коридоре, а всё оформление документов проходило за закрытой дверью.
После возвращения правозащитника с Боровой, Ляликов заявил милиционерам, что готов выступить адвокатом освидетельствованного и предъявил доверенность, однако его не пустили. В это время за стеной, по словам Сергея, началось «гестапо»... Уже утром, когда Серенкова вывели, правозащитники (которых к тому времени в помещении собралось немалое количество) увидели его сильно избитым и вызвали «Скорую». По словам правозащитников, врачи вышли из камеры со словами : «Там нет никого, кому бы надо было оказывать помощь». Милиционеры этот факт подтверждают, по их словам Серенков к утру более-менее протрезвел, даже подписал расписку о том, что никаких претензий к дежурным не имеет, а после этого начал симулировать (что подтвердили и прибывшие врачи).
В настоящий момент пострадавший от «милицейского беспредела» находится в Покровской больнице в неврологическом отделении с закрытой черепно-мозговой травмой.
По словам правозащитников, «они это дело так не оставят». В пресс-службе ГУВД «Фонтанку» заверили: в этом деле всё ясно и понятно - есть все необходимые документы, медицинское освидетельствование и заявление самого пострадавшего о том, что всё было правомерно. «Просто кто-то очень хочет раздуть скандал на пустом месте», - заявили в 16-м отделении милиции.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру