Акция оппозиции, намеченная в Петербурге на 25 ноября, была разогнана подразделениями милиции, по сути, так и не начавшись. В общей сложности в несостоявшихся мероприятиях приняли участие около 600 человек. По различным данным, органы правопорядка задержали от нескольких десятков до 200 человек, в том числе, кандидатов в депутаты Госдумы от оппозиционных партий. Сценарий жестких действий силовиков можно было предсказать заранее. Смольный и несогласные не нашли компромисс по маршруту проведения шествия. Власти предлагали пройтись от БКЗ до сада Чернышевского, оппозиция настаивала на Дворцовой площади.
Задерживали в трех местах – начали с улицы Маяковского, вторым местом стал сад у Зимнего дворца, часть несогласных «повязали» у БКЗ «Октябрьский». В отделениях милиции оказались и кандидаты в депутаты Госдумы.
Уборка территории
Весь центр города воскресным утром находился практически на осадном положении. На всем протяжении Невского проспекта от Дворцовой площади до площади Восстания через каждые два метра стояли постовые милиционеры, в переулках припарковались автобусы с ОМОНом. Улицы Маяковского, Думская и Михайловская, площадка перед Казанским собором и Дворцовая площадь были похожи на выставку тяжелой техники по уборке улиц. Схожая картина была и на Исаакиевской площади у Мариинского дворца. Казалось, что весь спецтранспорт, который можно было собрать в городе, пригнали в центр.
События начали разворачиваться на улице Маяковского. В 10 утра в офисе партии «Яблоко» состоялся брифинг о планах на воскресный день. В 11 часов у дома, где размещается партия, собралось около ста человек. Большинство из них держало в руках белые гвоздики, по словам несогласных, символизирующие отсутствие оружия.
Участники шествия намеревались дойти до Дворцовой площади и присоединиться к остальным несогласным. Но этим планам не суждено было сбыться. Практически сразу, как только оппозиционеры отошли от партийного офиса, над толпой появился флаг национал-большевиков. Несогласные попытались отобрать провокационную атрибутику, но милиция успела раньше. ОМОНу, сопровождавшему колонну, поступил приказ: «Задерживаем всех». Пошли в ход дубинки. Травмы получил кандидат в депутаты Госдумы Александр Шуршев - несколько шишек на голове и гематома на шее. Из отдела милиции он был отправлен прямо в Мариинскую больницу. Улица символично покрылась сломанными белыми гвоздиками.
Практически все участники акции на улице Маяковского оказались в милиции, в том числе, и лидеры петербургских отделений демократических партий СПС и «Яблока» Леонид Гозман и Максим Резник. Среди задержанных значилась и экс-депутат ЗакСа, а ныне советник спикера Совета Федерации Наталья Евдокимова. На свободе остался только председатель «Союза правых сил» Никита Белых, правда, ненадолго.
Практически сразу после задержания пятеро провокаторов, доставших флаг запрещенного НБП, были отпущены из отделения. Кстати, «яблочники» утверждают, что о выходке со знаменем нацболов знали заранее и даже накануне написали соответствующее заявление в милицию, но его там так никто и не принял.
Кратковременное пребывание
Оппозиционеры стали подтягиваться к отделам милиции, куда попали активисты марша. На Гагаринской улице, около 79 отделения подполковник милиции рассказывал присутствующим, что они пока не определились, за что конкретно задержали оппозиционеров, проводится проверка. Выяснилось, что внутри находятся Ольга Курносова, Наталья Евдокимова, Элла Полякова, Юлий Рыбаков и другие правозащитники. Лидер СПС Никита Белых, стоявший на ступеньках отделения, отдавал кому-то распоряжение по телефону: «Значит так, 50 человек активистов нужно прислать сюда, ещё столько же к 76 отделению, туда сейчас Боря Немцов подойдет». В 76 отделении в тот момент пребывал лидер петербургского отделения партии «Яблоко» Максим Резник. Однако, буквально через минуту отпала необходимость в пикетировании милицейского участка. Из здания начали небольшими группами выводить задержанных. Руководитель петербургского отделения ОГФ тут же сообщила журналистам, что «Путин в очередной раз показал своё истинное лицо», а Наталья Евдокимова и Элла Полякова рассказали о том, что всё задержание — это сплошной фарс и провокация. «Наверное те, кто флаги у нас за спиной поднял, в скором времени получат новое звание и прибавку к зарплате», - заявила Наталья Евдокимова.
После этого под конвоем все задержанные были отправлены в другие подразделения милиции. Как сообщила Курносова : «Мы пошли на повышение! Нас везут в райотдел!». Никита Белых тут же засобирался на Дворцовую площадь.
Экскурсия в спецавтобусах
Тем временем, на Дворцовой площади к полудню стал собираться народ. Несогласных милиция смещала в сторону сквера у Зимнего дворца. Все проходы на площадь были закрыты поливальными машинами. На этот раз, чтобы разогнать толпу, провокаций не потребовалось. «Задерживай всех!» - кричал в рацию милицейский полковник. ОМОН действовал решительно: сначала всех оттеснили в сторону Адмиралтейства, уже там «загрузили» в спецавтобусы. Словно по иронии, неподалеку же стояла зазывала-экскурсовод. «Экскурсии по дворцам и паркам, проходите в комфортабельный автобус…» - говорила она в мегафон, но это заманчивое предложение мало кого интересовало.
ОМОН хватал всех без разбора. Все, кто потенциально мог принимать участие в марше, оказались задержанными.
- Дед, ты куда идешь, - схватил за плечо сотрудник ОМОНа пожилого человека.
- В Кунсткамеру…
- Куда? Сам, добровольно, в камеру? - после этих слов дедушка оказался в автозаке.
Прибывшие к Дворцовой площади Борис Немцов, а вслед за ним и Никита Белых, также были задержаны сотрудниками органов правопорядка.
Оппозиция была «повержена» примерно к 14.00. Оставшиеся на свободе несогласные мелкими группами стали перемещаться в сторону БКЗ «Октябрьский». События вокруг Большого концертного зала разворачивались с самого утра.
Беспризорные несогласные
Около 10 часов все подходы к БКЗ уже были под контролем милиции. На Марата и на площади Восстания расположилось несколько автобусов с милицией и ОМОНом, на Лиговском — внутренние войска. Выход на 3-ю Советскую, откуда, по идее, должно было начаться шествие к саду Чернышевского, перегородили и поставили пару металлодетекторов. Вдоль здания «Октябрьского» как раз меняют трубы — строительный забор тоже пригодился, из него вышел закрытый коридор. Впрочем, до самого конца внутрь не прошел ни один несогласный, так что около 40 дружинников мерзли без дела.
К назначенному времени на площади у БКЗ собралось только 70 митингующих c белыми ленточками на груди. Что сей символ означает, корреспонденту «Фонтанки» долго объяснить не могли, версии расходились: от «не знаю», до «это нам дали, чтобы от провокаторов отличались». На самом деле оказалось - «символ чистоты выборов».
Теоретически, шествие от БКЗ к саду Чернышевского было разрешено, фактически же — нет, так как никого из заявленных организаторов на месте не оказалось: кого-то задержали, другие «вытаскивали» из отделов милиции соратников. Переговоры с представителями ГУВД и администрации города результатов не дали - «старший» на месте, кандидат в депутаты от СПС Артем Хрюков попросил пришедших разойтись по домам. Сам поехал к товарищам в ближайший отдел милиции — выручать. На грязном снегу после них осталась только одна, уже не белая, ленточка.
Собравшиеся неспешно двинулись к метро, когда на площадь пришла вторая «волна» - «праздношатающиеся» несогласные всех мастей. По большей части - недовольные пенсионеры. Они судачили между собой и особых проблем милиции не доставляли — шуму не поднимали, только изредка обращались к молодым стражам порядка с наставлениями и беседами о политической истории. В толпе начали роптать, мол, митинг-то должен быть, а его нет.
Спокойный ход событий прервало появление у БКЗ символа «несогласности» в Петербурге — надувного зеленого крокодила. Милиционеры «крокодилоносца» попросили неугодного зверя убрать. С появлением рептилии замерзшие оппозиционеры несколько приободрились: стали петь «Священную войну», недовольные пенсионерки принялись клеймить власть, а пара молодых людей совершили акт сожжения агитгазеты «Единой России».
{center]
В этот момент терпение милиции, до того взиравшей на происходящее с юмором, лопнуло. Самых громких вежливо попросили пройти в автобус. В итоге появились первые задержанные: две женщины и двое молодых людей. В разных частых площади слышались робкие призывы освободить задержанных товарищей, после чего немногочисленная толпа двинулась к автобусу. Путь им преградили подоспевшие стражи порядка. Еще около 20-15 человек оказались внутри: кого-то пришлось «просить» силой, другие, возглавляемые надувным крокодилом, гордо «самозадержались».
Так и не начавшийся митинг ликвидировался. Милиция осталась охранять тех, кто шел к БКЗ уже совсем с другой целью: в «Октябрьском» начался концерт, посвященный Дню матери.
Яушев Алексей (текст),
Потеева Ксения (текст и фото),
Фролов Александр (текст и фото),
Валентин Илюшин (фото),
Фонтанка.ру