Владельцы развлекательных учреждений, концертных залов, ресторанов, кафе и других организаций вправе теперь без опасения пускать музыкантов. Верховный Суд России признал незаконными абсурдные правила, которые обязывали собственников помещений, где звучит музыка, заключать соглашения с композиторами и выплачивать им гонорар.
Спорный порядок начисления и взимания авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений действовал 13 лет и, как установил суд, уже три года не соответствует закону. За это время десятки, если не сотни организаций и предпринимателей были оштрафованы на огромные суммы, а некоторые даже осуждены по уголовным делам.
Законодательство предоставляет авторам и исполнителям особое право – на публичное исполнение произведения. То есть на прослушивание музыки или просмотр фильма, в «месте, открытом для свободного посещения, или где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи». Это допускается только с особого разрешения автора или управляющей организации и, соответственно, с условием выплаты отдельного вознаграждения. Правительство России в 1994 году определило, что отвечать за законность исполнения музыки должны исключительно владельцы помещений, где она звучит. А не организаторы концертов, взимающие плату за вход зрителей. Одновременно был определен порядок расчета гонорара – процент от выручки (кассового сбора).
Как уже писала «Фонтанка», жертвой этой абсурдной нормы стало ОАО «Ленэкспо», которое сдало в аренду помещения для проведения концерта. Неcмотря на то, что собственник не знал и не мог контролировать соблюдение исполнителями авторских прав на песни, Санкт-Петербургский городской суд возложил именно на него ответственность и взыскал в пользу сочинителей многотысячную компенсацию.
О незаконности самого порядка, на который неоднократно ссылались суды разных инстанций, заявило ООО «Синема Мир». С него потребовали заплатить вознаграждение в пользу композитора за публичный показ художественного фильма «Дневной дозор». Верховный Суд России, куда обратилась компания, пришел к выводу, что еще с 2004 года Правительство России не вправе регулировать вопрос - кто и как должен платить авторское вознаграждение, т.к. это может быть закреплено только в законе. Спорный порядок, утвержденный в 1994 году, признали недействующим. Обоснованность этого решения в ноябре подтвердила кассационная коллегия.
Принятое решение не реабилитирует нарушителей авторских прав: для публичного исполнения музыки нужно заключать договор и платить вознаграждение. Только Российское авторское общество – один из главных истцов в подобных делах, должно будет ловить конкретных нарушителей (организаторов концертов, продюсеров и т.п.), а не сваливать всю вину на владельцев концертных залов, стадионов, баров и т.д.
Антон Одынец, специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться