Следует больше внимания уделять не высотному зданию «Охта центра», а новому качеству жизни, предлагаемому английскими архитекторами жителям Охты. Территории, которые сейчас принято называть депрессивными, могут стать оазисом новой жизни. Так считает профессор, декан архитектурного факультета Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СпбГАСУ) Валерий Нефедов, посетивший презентацию проекта для зарубежной прессы.
«Следует больше внимания уделять не высотному зданию «Охта центра», а новому качеству жизни, предлагаемому английскими архитекторами жителям Охты. Территории, которые сейчас принято называть депрессивными, действительно могут стать оазисом новой жизни. Хватит спорить о башне, надо спокойно взглянуть и проанализировать сильные стороны проекта», - такое мнение в разговоре с нашим корреспондентом высказал профессор, декан архитектурного факультета Санкт-Петербургского архитектурно-строительного университета (СпбГАСУ) Валерий Нефедов, посетив презентацию проекта для зарубежной прессы.
Валерий Анатольевич, вы ведь уже знакомы с проектом?
Да, для меня материал не новый. Я давно слежу за темой - еще с выставки в Академии художеств. К сожалению, пока еще в массовом сознании не отложилось главное — в этом проекте, помимо самой башни, на которую любят нападать, есть масса интересных компонентов. Мне кажется, что главное — это то, что впервые на этой территории предлагается деловой и культурный комплекс нового поколения, который, действительно, дает шанс всем живущим рядом прийти в этот центр, посетить музей современного искусства, археологический музей, концертный зал и многие, многие другие объекты, которые интегрированы в совершенно новое качество.
На презентации вы очень интересовались решением транспортных проблем рядом с будущим небоскребом.
Мои вопросы по транспортной ситуации навеяны очень грустными размышлениями. Теперь все созданные еще при Петре береговые кварталы рискуют оказаться под мощнейшим прессингом автомобильного движения, для которого они вовсе не были предназначены. Потому что работающих на территории «Охта центра», желающих приехать сюда по разным поводам, будет, мягко говоря, немало. Надо учиться что-то делать с этими проблемами, решая их таким образом, чтобы петербуржцы по-настоящему почувствовали — Петербург - это город на воде. Жить в нашем городе приятно, потому что можно выйти на набережную, где дети могут безопасно играть без риска оказаться на проезжей части. В этом смысле, когда я смотрю на этот грамотно нарисованный генплан, меня подкупает рисунок современного, свободного, гибкого квартала. Создание здесь системы зеленых коридоров, зеленых набережных. Не на многих других проектах в городе, в том числе и уже реализуемых, можно увидеть такое почти паритетное соотношение озелененных отрытых пространств и застройки. Этот проект, в том числе, и достаточно интересное свежее предложение в отношении средового дизайна. Например, он предполагает и создание променада вдоль Охты. Какой мы сегодня видим Охту?
Не самой приятной для жизни территорией.
Это настолько страшно, что не передать. И её экологическое состояние, и её эстетическое состояние не сильно вдохновляет. Здесь надо найти в себе силы признать, что англичане всерьез предлагают нам проектный продукт нового качества. Важно, чтобы за всеми немножко искусственно накачанными ажиотажными акциями против башни, наконец наступило прозрение - территории, которые сейчас принято называть депрессивными, действительно могут стать таким оазисом новой жизни. Поэтому надо спокойно взглянуть, и проанализировать эти сильные стороны проекта.
И что же ответили на ваши вопросы проектировщики?
Я общался с одним из создателей RMJM, архитектором Тони Кеттлом. Конечно, он сильно переживает, и правильно переживает, за то, чтобы этот проект был замечен
городом как положительный элемент. Важно чтобы те, кто занимается архитектурой, понимали — они привлекут сюда десятки и сотни тысяч людей, и в результате получится автомобильное нагромождение. Поэтому надо делать скрытые слои в 2, если надо, то и в 3 подземных уровня. Сейчас в Европе не обязательно делают подземную или околоподземную парковку — для этого можно использовать и первые этажи зданий. С этим нужно смириться, иначе для того, чтобы попасть в торговое, коммерческое, культурное пространство, нужно будет преодолеть уже привычный барьер из автомобилей, который никаких положительных эмоций у человека уже не вызывает. Если этот проект в состоянии предложить альтернативное концептуальное решение этой проблемы, которую представители Лондона на себе уже давно испытали, и научились с этим бороться, если они смогут увести машины с наиболее востребованных пешеходных направлений, то это будет прекрасно. Тогда этот объект оставит положительное впечатление. Пока ответы на мои вопросы для меня концептуально понятны.
Что главное в предлагаемых идеях?
Английские архитекторы делают серьезную попытку преодолеть петербургские стереотипы в создании нового архитектурного объекта. Те, кто следит за мировой архитектурой, найдет в нем многие вещи, навеянные и бионикой, и другими современными подходами. Ловим себя на мысли — а много ли раз наши проектировщики задумывались за последние сто лет об удобствах для людей? Возьмите современные застекленные торговые улицы в Берлине - вы идете по застекленному ярусу, но у вас остается впечатление, что вы просто идете по городу, рядом с вами обычные деревья, вы можете после посещения кафе, бара, после покупок, присесть и передохнуть в зеленом пространстве. Нам же задуматься об этом, с нашей погодой, даже не приходит в голову. А то, что я вижу на генплане «Охта центра» - это современные застекленные моллы. Я надеюсь, что в городе осознают, что то, что нам предлагают, это выше поставленная планка, другое качество архитектуры. То, что у них стало нормой, у нас пока даже не апробировано. В этом отношении приятным исключением стал недавний конкурс на «Невскую ратушу». Там уже видна попытка создания делового пространства. Это пример того, как мы начинаем задумываться о нашем климате, и реагировать на мировые тенденции, ставший в Европе, Китае, Америке нормой опыт. Так что интересно именно интегрированное пространство, которое RMJM предлагает создать на территориях, которые были долгое время отдалены от человека.
А то, что авторы говорят об исторических параллелях, обусловивших облик самого высотного здания, о его энергоэффективности — все это имеет под собой реальные основания, или это просто красивые образы для пиара?
В этом, конечно, есть и реальное наполнение, и кое-какие формально притянутые за уши вещи. Тем не менее, возможно, при рассмотрении проекта экспертами и это тоже повлияло, сделало его еще более убедительным. Спросите среднего горожанина про крепость Ниеншанц - не всякий скажет, какой она была формы, какова её роль в истории города. А англичане поинтересовались. Попытка, намерение - это уже заслуга авторов. Остальные, говоря о контексте, об этом вообще мало задумывались. Контекста было в разы меньше. Если еще в археологическом музее, который будет в «Охта центре», эволюция этой площадки и конфигурация старой крепости будут показаны, то это будет совсем интересно. Ну, а по энергоэффективности я целиком разделяю их представления. Об этом мы тоже, к сожалению, редко говорим. У нас хватает нефти и газа, мы щедро топим наши здания, нагреваем воздух, не задумываясь что любое сокращение фасада, периметра, приводит к тому, что мы чуть меньше начинаем топить улицу. Полмесяца назад я работал во Франции, и был свидетелем, как президент Саркози провозгласил экологическую революцию. Сейчас они расходуют 250 киловатт на квадратный метр в год, но хотят довести эту цифру до 50-ти. Разрабатывается колоссальная программа - речь идет о сотнях миллионов реконструируемых квадратных метров зданий. Это веление времени, и нам бы тоже надо об этом думать. В конце концов - у нас холоднее. Мы часто слышим об этом на презентации наших проектов? Если с крыши не собирается дождевая вода, которая потом пускается в канализацию, то это в Европе уже считается устаревшим проектом. А нам не жалко питьевой воды для туалетов, мы об этом даже не задумываемся. В этом отношении то, что предлагают на этом объекте, то, что они хотя бы говорят о энергоэффективности, — это уже многого стоит.
Беседовал Иван Сергеев