Общественный транспорт в городе должен быть удобным, тёплым и уютным, и, самое главное, - большим. К такому выводу пришли петербургские чиновники. Так что дни маршруток на улицах Петербурга сочтены. «Газели», судя по всему, уж точно безвозвратно канут в Лету, китайские микроавтобусы рано или поздно отправятся туда же. Им на смену придут «Волжане» и «ЛиАЗы». Транспортное будущее Северной столицы представили на специальной выставке.
Сейчас большинство горожан выходят на улицу в том месте, где им удобнее, голосуют, садятся в маршрутку и высаживаются там, где ближе к конечному пункту. В большинстве случаев пассажира ожидает достаточно комфортабельная «Газель», в которой всегда можно найти посадочное место. Ею обычно управляет вежливый и внимательный водитель, разговаривающий на нескольких языках (своём родном и немножко на русском). Он всегда подскажет, где человеку выходить, чётко знает собственный маршрут и никогда не нарушает правила дорожного движения. Это, если кто не понял, утопия, весьма далёкая от действительности. В часы пик присесть удаётся лишь счастливчикам, которые заходят в маршрутное такси на самой первой остановке — всем остальным предлагается ехать стоя, зачастую демонстрируя части своего тела пешеходам через окно. В это время человек, сидящий за рулём, одной рукой держит мобильный телефон, другой отсчитывает сдачу и в это же самое время чем-то умудряется крутить ручку настройки радиоприёмника и переключать скорость. Остаётся загадкой, как он держится за руль.
Вице-губернатора Петербурга Александра Полукеева раздражает поведение «Газелей» на дорогах. По его мнению, общественный транспорт должен останавливаться только в специально отведенных местах и ездить исключительно в соответствии с правилами дорожного движения. А сейчас, по наблюдениям вице-губернатора, в часы пик маршрутные такси выезжают на тротуары и продолжают свой путь по пешеходным дорожкам, что недопустимо. «Вот отсюда у нас и появляются показатели высокой аварийности среди общественного транспорта», - сделал вывод Полукеев.
Правда, похоже, что убирать маршрутные такси единым «волевым решением» никто не собирается. Заменять их автобусами будут постепенно. Александр Полукеев, раскритиковав «Газели», и заявив о том, что от них нужно избавляться, объяснил, что в качестве альтернативы будут предложены большие полноценные автобусы, которые станут ходить по расписанию и иметь единую стоимость проезда. По его словам, новые микроавтобусы китайского, корейского и турецкого производства зарекомендовали себя не с самой лучшей стороны и, по всей видимости, тоже закупаться больше не будут. В планах города сделать унифицированные билеты на все виды городского общественного транспорта.
Петербуржцам будет предоставлена уникальная возможность окунуться в атмосферу «домаршруточного» периода. Поездка будет проходить по схеме: место отправления - остановка — автобус/троллейбус/трамвай (ненужное вычеркнуть) — остановка — пересадка — остановка — место назначения.
Именно поэтому на выставке так много внимания было уделено отечественным, белорусским и украинским производителям. По данным «Петербургского бюро транспортной информации», в 2007 году только из городского бюджета выделены деньги на покупку 37 трамваев, 59 троллейбусов и 100 автобусов, кроме того, автобусы приобретались и за счет собственных средств предприятий. Частные предприятия кардинально обновили свой парк в начале 2006 года, когда на улицы Петербурга вышли сразу 686 новых автобусов большой вместимости.
Однако, далеко не всех пассажиров радуют грядущие перемены. Размер в конкретном случае имеет значение принципиальное. Автобус солидных размеров перевозит в десятки раз больше людей, чем «Газель», но едет в несколько раз медленнее — остановки чаще, стоит дольше, скорость меньше, а большие габариты мешают маневрировать. Например, люди, каждый день добирающиеся на работу из Ломоносова, жалуются на то, что после замены «Газелей» на китайские микроавтобусы дорога у них занимает на 20-30 минут больше. А временная разница между поездкой на маршрутке и автобусе с западной части Васильевского острова до центра в часы пик достигает часа.
Помочь в таких случаях призваны «выделенки» для общественного транспорта и перехватывающие парковки. Правда, пока они себя не оправдали.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Поделиться