Военные округа рапортуют о выполнении плана по призыву. Правозащитники вновь говорят о нарушениях. Однако стоит отметить, что на этот раз их было в разы меньше. В прошлом году чуть ли не каждый день осенней призывной кампании давал военкоматам «богатый урожай», а общественникам и СМИ — информационный повод.
Армия рабочих и крестьян
Призыв выполнен на 100%. Как говорится, «без шума и пыли». Об этом на пресс-конференции заявил начальник отделения призыва Управления штаба Ленинградского военного округа Сергей Якушенко. При этом, по его словам, 85% призывников уже отправлены в часть. Остальных пошлют служить родине до 25 декабря. Желающих пойти на альтернативную службу на этот раз не нашлось.
Ссылаясь на «военную тайну», полковник Якушенко отказался сообщить количество готовых послужить. Однако, он рассказал, что призывной ресурс — то есть молодые люди в возрасте от 18 до 27 лет в Северной столице — это около 100 тыс. человек. «В Петербурге мы призываем не более 1,5-2% от этой цифры, в то время как по округу цифры выше — в среднем около 10%», — отметил он. Сергей Якушенко связал этот факт с большим количеством высших учебных заведений в городе, студенты которых получают отсрочку.
Впрочем, по мнению экспертов, впереди у армии - большие проблемы с набором. Причем «черные дни» наступят в самое ближайшее время. Начиная с 2008 по 2015 год включительно, проявятся последствия демографического кризиса девяностых годов. Так, в 2009 году количество парней призывного возраста по сравнению с сегодняшним днем сократится на 40%. Что может стать катастрофой не только для призывного, но и для контрактного набора на службу в армию. В связи с этим, как предполагают правозащитники, уклонистов будут искать с большим рвением и упорством.
Между тем, военкомы в будущее смотрят с оптимизмом. «С каждой призывной кампанией к комплектованию вооруженных сил относятся с большим вниманием», - отмечают военные. Каждый пятый призывник с высшим образованием, остальные со средним или со средне-специальным. На этот раз среди желающих послужить не оказалось и неграмотных. Военное начальство объясняет это отказом от призыва в ряды вооруженных сил лиц, имеющих судимость.
Впрочем, то, что большинство тех, кто встает под ружье, закончили школу или ПТУ говорит о том, что наша армия до сих пор остается рабоче-крестьянской. Львиная доля тех, кто попал в армию, не имеют возможности поступить в вуз или «занести» куда надо, чтобы получить «белый билет». В среднем, «откосить» от службы родине стоит около двух тысяч долларов. Бизнес, прямо скажем, выгодный. За эти деньги, как говорят знающие люди, молодого человека положат в нужную больницу, выпишут соответствующие справки о болезнях, которые можно выявить только на специальном дорогостоящем оборудовании, а для уверенности еще и оформят временную прописку в том районе, где в военкомате уже «все схвачено». Схема стандартная и проверена годами. Несмотря на то, что «откосы» покупают и продают, об уголовных делах по фактам взяток что-то не слышно.
Как отметил Якушенко, среди петербуржцев альтернативная гражданская служба не популярна, в текущем призыве никто из молодых людей не изъявил желания работать в медицинских учреждениях. Еще далеко нам до европейского опыта, когда количество «альтернативщиков» достигает тысяч. Видимо, сказывается сложность работ, мало кто захочет убирать за больными в госпиталях, а заодно и волокита при оформлении альтернативной службы.
Ищут военные, ищет милиция…
Милиция и военкоматы разыскивают по городу 6194 призывника. Большинство из них даже не появлялись в военкомате. При этом, как предположил и.о. председателя военно-врачебной комиссии Петербурга Сергей Стрильченко, около 60% из них могут получить отсрочки на законных основаниях.
По данным, которые привел Стрильченко, отсрочки от службы в армии получили на этот раз по хирургическим показаниям — 39% призывников, психическим заболеваниям — 12%, неврологическим заболеваниям — 6 %, по болезням внутренних органов — 25%.
Правозащитники составили своеобразный рейтинг военкоматов. В число лучших попали Василеостровский, Петроградский, Центральный, Курортный и Петродворцовый. К работе остальных у общественников есть претензии. «В целом количество жалоб на незаконные действия работников военкоматов сокращается, — сообщил адвокат Чаплыгин. — Это не может не радовать».
Справедливости ради надо признать, что осенний призыв-2007 прошел практически без шума. Не было, как в прошлые годы, вестей с «фронтов» об очередных облавах на призывников. Случаи, которые правозащитники предавали огласке, можно сосчитать по пальцам. Военные отмечают, что они «все более конструктивно общаются с правозащитными организациями и стараются реагировать на все их запросы». В частности, вместе с «Солдатскими матерями» была даже подготовлена брошюра «Защита прав призывника: ваш путь к успеху».
Впрочем, армия и защитники призывников все-таки до сих пор находятся по разные стороны баррикад, продолжая преследовать свои цели. Правозащитники так видят ситуацию с призывом: «Для военкоматов главное забрать, а там разберутся». Например, 20 ноября призывник Антон Колосов был доставлен в военкомат, оттуда он был отправлен на городской сборочный пункт. Правда, по словам адвоката Аркадия Чаплыгина, его коллегам удалось «отбить» призывника, обжаловав решение призывной комиссии в суде, но парень «незаконно удерживался военными в течение четырех суток». Теперь адвокаты требуют возбудить уголовное дело в отношении руководства горвоенкомата. 12 декабря сотрудники Выборгского военкомата, по мнению Чаплыгина, незаконно отправили в армию петербуржца Евгения Мусатова. Решение призывной комиссии также было обжаловано в суде.
Руководство Ленинградского военного округа признает: «Нарушения есть, но они возможны у любого должностного лица». По каждой жалобе проводится проверка, и если районной призывной комиссией вынесено ошибочное решение, городская его отменяет.
Алексей Яушев,
Фонтанка.ру