Петербург обрел столичные функции и председателя Конституционного суда России. Как и в прошлом году, в день приезда главного Деда Мороза страны, в Северную столицу Владимир Путин привез судей Конституционного суда. Но если год назад он это сделал для того, чтобы убедить судей в том, что им здесь будет хорошо, то в этом году - чтобы убедиться, что им теперь хорошо.
Осматривать отремонтированные помещения ансамбля Сената и Синода решили вечером в воскресенье. Возможно, потому что ночью накануне Владимир Путин не спал: он с супругой гулял по ночному центру Петербурга. Посмотрев на местную достопримечательность: каток на Дворцовой площади, глава государства признался, что кататься на коньках не умеет (отказался даже попробовать), и ушел ужинать в ближайший ресторан. Так что на следующий день он казался уставшим, но довольным.
Президент приехал на Сенатскую площадь с Дмитрием Медведевым и главой президентской администрации Сергеем Собяниным, который вот-вот должен уйти в отпуск, так как возглавит предвыборный штаб главного кандидата в президенты. Встретили их губернатор Валентина Матвиенко и председатель Конституционного суда Валерий Зорькин. Первая дама города, похоже, в этот день радовалась, как никогда: то, о чем она случайно и неосторожно сказала раньше времени несколько лет назад, вопреки всем правилам протокола, все же свершилось, - ведь через несколько минут глава государства должен был поставить автограф на указе о постоянном пребывании Конституционного суда в Петербурге. Владимир Путин и Дмитрий Медведев с удовлетворением рассматривали таблички на фасаде исторического ансамбля. «Пройдемте, посмотрим», - не без удовольствия сказал Владимир Путин.
Делегация прошлась по отремонтированным коридорам и зашла в зал заседаний, сделанный по образу и подобию московского зала. Валерий Зорькин зачем-то предложил Владимиру Путину присесть и опробовать кресло председателя. Тут же вспомнились слова президента, сказанные двумя днями ранее на заводе «Тойота» про то, что он решил уйти в отставку, а его все время пытаются куда-то назначить. «Не, это ваше», - протянул Путин на предложение Зорькина. И они пошли благодарить строителей за выполненные работы.
Пока делегация ходила по коридорам и залам, часть журналистов была предоставлена сама себе, и, расположившись в небольшом зале, скучала в ожидании встречи Путина с судьями. На столе стояли минералка и ситро с надписью «без консервантов» и «рекомендовано для школьников». В соседних комнатах располагался чей-то будущий рабочий кабинет. Журналисты, как водится, оценили мебель и кресла комнаты отдыха. Наибольшие споры вызвали вопросы, раскладывается ли диван, итальянская ли эта белая мебель, сделана она из цельного куска древесины или ДСП, остались ли под столешницами ценники и почему некоторые полки еще не вставлены. А также зачем в соседней небольшой и самой нужной комнатке около унитаза установили душ.
На встрече с судьями Владимир Путин сделал то, к чему, наверное, стремился восемь лет. Одним росчерком пера он превратил Петербург по-настоящему во вторую столицу России. Теперь наш город будут называть Северной столицей не для красного словца, а потому что в нем располагается целое федеральное ведомство – Конституционный суд России. Выступив с речью, выслушав ответную речь Валерия Зорькина и комментарии Дмитрия Медведева по этому поводу, Владимир Путин подписал указ о постоянном месте работы КС в Петербурге с 21 мая 2008-го года. Времени на переезд немного – с 1 февраля до 20 мая. С учетом того, что государственный архив из здания Сената и Синода переезжал целый год, из Москвы в Петербург перевезти все пожитки с документацией, накопленной за 16 лет, КС может и не успеть. Наверное, все перевозить сразу и не будут – на Ильинке в Москве решили оставить представительствосудебного органа.
Валерию Зорькину осмотренное здание понравилось. Подчеркнув, что КС разместится в главном судебном учреждении Российской империи, он особо отметил: «То, что сделано здесь сейчас, это потрясающе!». Хотя еще год назад он ой как сопротивлялся переезду! Здесь же он признал, что «без воли Путина, проект бы не состоялся» и говорил о том, что раньше помещения, в которых размещались суды, нельзя было назвать не то что Дворцами правосудия, но и «залатанными хижинами».
Впрочем, без язвительных намеков не обошлось. Зорькин выразил надежду, что суд переедет в обозначенные сроки «со всеми вытекающими последствиями» для осуществления своей деятельности. Что он имел в виду, неизвестно. Но вспомнились пока еще не закрытые вопросы, связанные с обустройством судей. В частности, продолжающиеся судебные споры вокруг здания на Эсперова 7, где расселили всех граждан и снесли дом. Здесь должны разместиться административные постройки для судейского поселка Конституционного суда. Сейчас жители снесенного дома, на территории которого уже началось новое строительство, оспаривают в суде его снос и требуют прекратить строительство на земле, которую считают своей собственностью. Судя по всему, судебный спор вокруг этого участка, необходимого для «судебных госнужд», скоро прекратится. Ведь многие проблемные вопросы уже удалось решить. По сравнению с теми страстями, что бушевали в прошлогодний приезд Деда Мороза, это – такие мелочи!
Справка:
Монументальные здания Сената и Синода построены по проекту К.И. Росси в 1829-1834 годах. Два прямоугольных в плане трехэтажных корпуса с большими внутренними дворами объединены триумфальной аркой. Фасад каждого из корпусов украшен восьмиколонной коринфской лоджией, объединяющей два верхних этажа. Арка фланкирована четырьмя парными колоннами с раскрепованным антаблементом. Закругляющийся с площади к набережной угол здания эффектно декорирован колоннадой из восьми колонн, поставленной на цокольный первый этаж. Все сооружение, особенно триумфальная арка, богато украшено скульптурой (С.С. Пименов, В.И. Демут-Малиновский, П.П. Соколов, Н.А. Токарев, И. Леппе, П.В. Свинцов и Н.А. Устинов). Статуи гениев на антаблементе арки как бы продолжают колонны, аттик увенчан скульптурной группой «Правосудие и Благочестие». Сохранилась отделка ряда внутренних помещений - вестибюлей, лестниц, зала бывшей церкви.
О возможном переезде Конституционного суда в здания, где в ужасных условиях хранились документы Госархива, говорили в Петербурге давно. Первый скандал произошел в 2004-ом году и был связан с неосторожно высказанной информацией о принятом решении перевезти в эти здания Конституционный суд России (тогда эту новость опровергали в Кремле). Говорили даже, что президент Путин по дороге к Тихвинской иконе Божьей Матери (когда ее только привезли в Тихвин) высказал недовольство по поводу озвученного Валентиной Матвиенко решения о перебазировании КС. 20 декабря 2005-го года депутаты Госдумы проявили инициативу об изменении закона «О Конституционном суде» России (надо было поменять место постоянной работы с Москвы на Петербург). В сентябре 2006-го года управделами президента Владимир Кожин уже рассказывал о том, сколько и на что должно быть потрачено. По подсчетам получалось, что стоимость всех процедур составит порядка 9 миллиардов рублей. 24 декабря 2006-го года после очередного скандала из-за озвученного судьями нежелания переезжать, Владимир Путин привез их делегацию в Петербург, чтобы осмотреть и город, и ансамбль Сената и Синода. Некоторые побывали тогда в Петербурге впервые. После этого визита недовольства больше не высказывали. В течение 2007-го года возникали локальные конфликты, связанные с объектами размещения аппарата и судейского корпуса КС. Из них самый громкий и пока не прекращающийся - вокруг здания на Эсперова, 7.
Александра Медведева,
Фонтанка.ру
Поделиться