Представители организации "Живой город" презентовали проект немецкого архитектурного бюро «Бункер 51», мгновенно откликнувшегося на идею вице-губернатора Молчанова осваивать подземные пространства города, и предлагающего строить здание «Охта центра» «не вверх, а вглубь». В том, что это какого-то рода мистификация, особого сомнения не было с самого начала.
Организация «Живой Город» ни в какую не хочет ограничиваться предложенной ей губернатором Петербурга миссией — развешивать на перепрофилированных коммерсантами помещениях общественных уборных таблички «здесь был туалет» (эту идею Валентина Матвиенко выдвинула во время обсуждения на заседании правительства туалетной проблемы в городе). Вместо этого представители общественности продолжают бороться за сохранение Петербурга так, как они это видят. «Живогородцы» презентовали проект немецкого архитектурного бюро «Бункер 51», мгновенно откликнувшегося на идею вице-губернатора Молчанова осваивать подземные пространства города, и предлагающего строить здание «Охта центра» «не вверх, а вглубь». В том, что это какого-то рода мистификация, особого сомнения не было с самого начала.
Согласитесь, даже если в Европе действительно спать не могут, а только думают «в конце концов, строить или не строить» в Петербурге небоскреб (так утверждал пресс-релиз), и даже если какое-то западное архитектурное бюро, прекрасно зная, что никто их проект рассматривать не будет (конкурс-то уже давно проведен), решило поработать из любви к искусству — то, по крайней мере, в интернете должны быть какие-то следы существования этого самого бюро. Ну что за архитекторы без сайта и без упоминаний. Таких следов Bunker 51 Architectural Bureau в мировой сети обнаружить не удалось.
Кстати, сама идея углубиться под землю не нова — что уже только не предлагали сделать с «Охта центром» - и на бок клали, и в землю зарывали. Еще не построенный небоскреб вызывает такой полет творческой мысли, что иногда ловишь себя на ощущении, что где-то на Охте его башня уже высится. Просто её пока еще никто не видит, кроме избранных. Но скоро, скоро...! Так что если бы проекта не было, его обязательно нужно было бы придумать — и город зажил полноценной творческой жизнью, и защитники культурного наследия наконец смогли сплотиться.
В общем, в «Мемориал», где проходила презентация «немецкого» проекта, ваш покорный слуга шел в ожидании хорошей шутки, хотя некоторый процент вероятности и оставлял на долю того, что все окажется правдой. В конце концов, как любил говаривать незабвенный Егор Гайдар, по мировоззрению я агностик. Да что там — я до сих пор не уверен, что все мы - не сон какого-то великого разума. По сравнению с этим допустить существование в Германии архитектурного бюро без выхода в интернет (или собственное неумение пользоваться поисковыми системами) — это почти также легко, как назвать фамилию следующего президента РФ.
Надо отдать должное «Живому городу» - подготовлено все было серьезно. Входящих встречали буклетами проекта «Подземный небоскреб» и музыкой «Раммштайна». Самая главная заслуга организаторов всего этого мероприятия — им удалось (в отличие от собравшихся) сохранить серьезные лица до конца.
Немецких архитекторов представлял юный молодой человек арийской внешности, который рассказал, что компания их молода (молоды и её участники), и в своих разработках опирается в основном на опыт предыдущих поколений, строивших линию Мажино и бункеры в Германии. Хотя есть и свои проекты - «конечно, меньшего масштаба, чем тот, что представляется сейчас».
К этому моменту последние сомнения в том, что над нами шутят, пропали окончательно — их рассеяло изучение буклета. Там рассказывалось, что в ходе работы над проектом «Подземного небоскреба» была существенно доработана его социальная составляющая. В доработанной концепции офисы «Газпрома» и его дочерних структур займут подземные этажи, в то время как надземная часть будет отведена под СИЗО «Кресты». Это предложение показывает высокую социальную ответственность компании. Кстати, надземная часть будет решена в форме шести цилиндрических отсеков, повторяя контуры крепости «Ниеншанц» и вызывая ассоциации с «близким сердцу каждого петербуржца символом газовой конфорки».
Кроме того, центральную шахту нового строения было предложено назвать «вертикалью власти» (по ней должна передвигаться трехъярусная капсула — офис управляющего компании), новую станцию метро «Смольнинская» соединить беспересадочным сообщением со станцией метро «Кресты», а в случае катастрофы катапультировать подземную часть здания на стационарную орбиту.
Небоскреб на Охте по версии "Бункер 51"
Алексей Владимирский,
Фонтанка.ру