Народный любимец Александр Абдулов еще совсем недавно говорил в интервью обозревателю «Фонтанки»: «Лучше не петь дифирамбы после смерти, а любить актеров при жизни…». В конце декабря россияне назвали его лучшим актером 2007 года, а он в это время был в реанимации. Конечно, все знали, что Абдулов тяжело болен, знали про ужасающий диагноз, видели, как он исхудал, но в душе продолжали верить: такого человека не «свалить», еще чуть-чуть и произойдет чудо – он поправится!
Александр Абдулов поражал по-настоящему юношеской энергией. Он успевал все: играть главные роли в «Ленкоме», руководить собственной антрепризой, сниматься сразу в нескольких фильмах и сериалах, быть телеведущим, путешествовать и оставаться заядлым рыбаком. Был у Александра Гавриловича еще один талант: «сто друзей»! Он был идеальный друг, и у него было множество друзей в каждом городе. Они звонили беспрестанно, жизнь Абдулова проходила под трель мобильника.
Режиссер Олег Фомин, снявший Александра Абдулова в сериале «Next», в «Фаталистах» и других фильмах, недавно рассказал потрясающую историю:
Саша очень хороший хозяин, обожает гостей. Мы снимали второй «Next» у него на даче на Валдае. Засиделись съемочной группой до шести утра. И мой сынишка Данька перед сном попросил: «Саса, Саса, мы пойдем рыбу ловить завтра?» И «Саса» пообещал. И вот когда под утро компания стала расходиться, вдруг мой сын проснулся и прямиком к Гаврилычу: «Саса, а рыбалка будет?» У Саши сил никаких, но слово есть слово. Натянул спортивный костюм, и две эти фигуры: высоченный Саша и кроха Даня побрели в лучах восходящего солнца на озеро.
…54 года 7 месяцев и 4 дня – это совсем немного. Александр Абдулов был нарасхват, всем нужен. Несколько часов своей бесценной жизни он уделил для интервью обозревателю «Фонтанки». Многое из сказанного им звучит уже иначе после случившегося…
Александр Гаврилович, чье мнение для вас важно?
- Мамы. Марка Анатольевича [Марка Захарова – главного режиссера «Ленкома» - прим. М.С.]. И моих соратников.
А критиков?
- Сейчас критики как таковой практически не существует. Очень мало специалистов, которые могут сделать профессиональный анализ спектакля. Остальные же краткое содержание перескажут, потом начнут огульно поливать или безудержно хвалить. Пишут, как хорошо выглядела актриса, в какой прекрасной форме находится актер… И теперь, когда очередной театровед мне начинает втолковывать, что у меня что-то не так, я перебиваю: «Странно! А мама смотрела – ей понравилось! Кому я должен верить – тебе или маме?!»
В другие театры ходите часто?
- Я боюсь в театр ходить. Там темно, тепло (улыбается).
Вы сыграли в «Мастере и Маргарите»… Не боитесь мистических напастей, которые по легенде досаждают тем, кто прикоснулся к экранизации булгаковского романа?
- Это все вы, журналисты, выдумали! Сколько статей написано, что злой рок помешал закончить несколько предыдущих попыток экранизаций романа. Я же считаю, не из-за мистических обстоятельств не получалось, а по одной маленькой причине – не умели делать. Не те, видно, были режиссеры!
Володя Бортко же к делу относился серьезно, как к нормальной картине. Не искал какую-то мистику, а снимал серьезное кино по Булгакову. Бортко снял от «А» до «Я». Он все время говорил: «Как только вынимаю одну фразу Булгакова – рассыпается все!» А прежде режиссеры, бравшиеся за роман, были обеспокоены тем, как бы найти неожиданное решение, всех сразить своей концепцией!
Вы сыграли столько ролей… А какой роли все еще ждете?
- Вот жду, когда Марк Анатольевич возьмется за «Дон-Кихота», и я сыграю Дон-Кихота…
А что «Дон-Кихот» уже на подходе?
- Был момент, когда я звонил Александру Володину [замечательный питерский драматург, не так давно ушедший из жизни - прим. М.С.], мы говорили о том, что и как будем делать…
Остались какие-то наброски?
- Нет, ничего…
А кто может заменить Володина?
- Это только говорят, что нет незаменимых. А ушел Володин, и все замерло… Хотя мечта о Дон Кихоте осталась.
А о короле Лире по-прежнему мечтаете?
- И о Лире мечтаю. Надо найти режиссера, что возьмется за это.
Во время питерских гастролей «Ленкома» за кулисами в один из дней вы полушутя-полусерьезно повторяли знакомым, что вам сегодня так не хочется работать!.. А потом вышли на сцену и сыграли блистательно! Как удалось через «не хочу» себя преодолеть?
- Что значит преодоление? Каждый спектакль – преодоление. Каждый спектакль – завоевание. Каждая картина – тоже завоевание. Сегодня – один зал, одно завоевание. Завтра зрители будет абсолютно другими. У нас вся профессия в этом состоит. Мне понравилось, как сказал мой старший товарищ Леонид Сергеевич Броневой: «Никакой опыт не спасает - 50 лет ты отработал, или вчера театральный институт окончил. Ты совершенно белый лист, беспомощный человек. Это страшные потемки, в которых ты пробираешься с ужасом».
Скажите, а желание подражать западным звездам у вас никогда не появлялось?
- Жизнь все-таки идет по спирали. Когда-то в советские времена сын режиссера Данелия из Америки привез мне кассету с фильмом «Полет над гнездом кукушки». Этого фильма тогда в Москве еще никто не видел. Посмотрев «Кукушку», я понял такую вещь: мне нужно уходить из театра, из кино! Не потому, что я так не смогу, а потому, что никогда в жизни такой материал в этой стране не дадут мне сыграть. Никогда! Столько времени прошло, и вот в «Ленкоме» мы взялись за ту самую «Кукушку». И я все время думал: как уйти от Николсона? Чтобы не подражать! Как сделать так, чтобы это была абсолютно другая ситуация?..
Какое самое необычное творческое предложение вам сделали в последнее время?
- Предложили сыграть адмирала Нельсона в сериале «Люди Отечества» – один съемочный день, одна сцена! Я так, по одному дню, еще никогда не снимался… Но самое смешное, когда на меня надели шляпу и парик, я посмотрел в зеркало и ахнул: «Ну, Нельсон, и все!».
Можно ведь сделать отдельный сериал про адмирала Нельсона!
- Вполне!
Многим запомнился ваш неожиданный телеопыт – программа о легендарной актрисе Татьяне Пельтцер. Последует ли продолжение?
-Я давно хотел сделать цикл под названием «Моя история». Сейчас много таких ностальгических передач, но я хочу рассказывать только о тех людях, с кем у меня что-то связано лично.
То есть о ваших друзьях?
- Я не могу говорить о Леонове как о друге. Но я с ним 25 лет был на сцене. И мне есть, что о нем рассказать. С Юрием Владимировичем Никулиным я был знаком лет двадцать. С оператором Пашей Лебешевым еще больше… Я даже песню спел, специально написанную для этого ТВ-цикла. Мысль там такая, что лучше не петь дифирамбы после смерти, а любить актеров при жизни.
Появятся ли передачи, посвященные современным актерам?
- Только ушедшим…
В книжных магазинах в глазах пестрит от мемуаров артистов всех мастей. Пишете ли вы свои воспоминания?
- Нет. Хотя мне, в принципе, есть что написать и что рассказать. У меня довольно богатая жизненная история.
У многих зрителей вы ассоциируетесь с образом настоящего мужчины… Трудно сегодня быть настоящим мужчиной?
- Все трудней и трудней.
Александр, как вы относитесь к ныне модному хождению известных актеров в бизнес?
- Если у кого-то получается, почему нет. Про наших актеров говорить не буду – не мне их судить. А вот Бриджитт Бардо под Каннами открыла отель на том самом месте, где она снялась когда-то в одной из культовых картин, недалеко от Монте-Карло. Сейчас этот отель едва ли самое модное место на Лазурном берегу. Там мадам Бардо и свои собственные скульптуры разместила, и свои фотоработы (она ведь еще и скульптор, и фотограф!)… Вот это бизнес – для денег и для души!
Вы так сочно рассказываете. Уж не задумали построить свой отель?
- Хотеть-то я хочу. Но кто ж даст! Разве что в Астрахани. Пусть без скульптур, но с рыбалкой!
Александр Гаврилович, что составляет для вас сейчас смысл жизни?
- А как всегда! Чтобы были живы все мои близкие, родные, любимые люди.
-
А о себе любимом что же ничего не скажете?
- Ну а что себе пожелать? Жить да работать — подольше…
Михаил Садчиков,
специально для «Фонтанки.ру»
Поделиться