Горожанин бережнее всего относится к своей автомашине. Но, бывает, что ни одно средство защиты не спасает от угона. Еженедельно наш эксперт будет "перевоплощаться" в профессионального жулика, чтобы популярно объяснять, каким образом рынок краденых автомашин процветает, какие марки и модели наиболее востребованы преступниками. И почему.
В ушедшем году Санкт-Петербург не раз сравнивали с Детройтом. В пригородах Северной столицы заложены заводы Nissan и General motors, существует протокол о намерениях с Hyundai и Suzuki, выпускают свои четырехколесные бренды фирмы Ford и Тоyota. Последнее предприятие открывал лично президент России. Вот с «Тойоты» и начнем.
«Управляй мечтой»
«Тойота» не имеет гоночных моделей. Разумеется, в расчет не берутся спорткары для престижных гонок. Ее, как правило, приобретают self made men. Они хотят надежности без изысков. «Тойота» остужает самоуверенную поговорку: «Есть «мерседес» и есть другие машины». Никто не может сказать, что «Тойота» - не машина.
Самая популярная модель «Тойоты» по соотношению цена-качество - «Королла». К тому же она экономична. «Короллу» покупают, как правило, женщины - как первый полноценный автомобиль. А не как класс «А». Часто это первая машина в семье. Подвеска у нее приличная, и ее быстро не угробить даже на наших дорогах. Габариты «Короллы» удобны для парковки. Тем не менее, сев за руль динамичной и юркой «Короллы», дамы ее начинают «убивать». Результат - стабильно большое количество ДТП. Отсюда и начинается формирование черного рынка. «Королла» - востребованный им и угоняемый транспорт.
Что касается «Тойоты Ярис», то трехдверка практически не угоняется под заказ. Только на запчасти. К тому же коробка передач этой модели – мультитроник (лепестковая), и многие не могут к этому привыкнуть, что сказывается на спросе.
«Авенсис» – скоростная модель, но задница ее чрезмерно припухлая. Так что «Авенсис» на любителя. Годится только на донора. «Авенсис» оказалась первой брендовой моделью для менеджеров среднего звена, зарплаты которых не позволяют им считать себя рядовыми сотрудниками, а семейные бюджеты не готовы к приобретению «Мерседеса».
Модель «Камри» теперь стала выпускаться и у нас. Это машина бизнес-класса по цене эконом. Особенно с трехлитровым двигателем V-6. А если сборка японская, то «Камри» - не машина, а загляденье. Так вот: за истекший период были угнаны лишь несколько «Камри», выпущенных на заводе в Шушарах. Все просто: в основном мы угоняем «Камри» для донорства. Так что японское качество превыше «поддержки» отечественного производителя. Шушарское качество нас не устраивает. Так, между деталями «Камри», выпущенной в Ленинградской области, зазоры слишком велики. Не говоря уже о взаимном расположении узлов и механизмов мотора. Правда, пока капот не откроешь, тонкостей не увидишь. Согласен, это очень специфический взгляд на проблему, и с точки зрения обывателя он вряд ли уместен.
График показывает динамику покупок новых а/м "Тойота" в СПб. Согласно данным ГИБДД, к 2008 году питерцы стали покупать только новые "Тойоты" вышеуказанных моделей.
Сегодня клиент — завтра донор
Теперь о хищениях. Существуют два алгоритма. Первый - каско. Оно, конечно, «все включено», но при обращении в страховую фирму на следующий год повышается коэффициент. Некоторые решают подумать, надо ли звонить страховщику. И, приняв нецивилизованное решение, мечутся в поиске запчастей, нацелившись на халяву.
Также немаловажно, что страховщики первые три года отправляют машину к официальному дилеру, где каждый ремонт отмечается. А сейчас в сознании сложился образ «машины на три года». Но если машина битая, то утаить это нельзя в связи с регистрацией на фирменных станциях. Как вы понимаете, падает вторичная цена. Отчасти поэтому владельцы стараются отремонтировать тачку незаметно. Встает вопрос запчастей. Если ДТП комплексное, то стоимость оригинальных запчастей обходится в копеечку. Тогда в чем «скидки»? Единственный путь – это через цепь посредников прийти к нам.
Путь второй - каско.net. Он тем более дублирует первый, но с большей ожесточенностью. Так что нелегальный рынок создается вами, дорогие владельцы, а мы лишь участвуем в нем как инструмент удовлетворения потребностей. И не надо возмущаться. Уж лучше мы – профессионалы, способные изъять у вас автомобиль без насилия, чем за дело возьмется налетчик. Так, только 4 января 2008 года за несколько часов из трех машин - «Королла», «Форд Фокус» и «Митсубиси Лансер» - были выкинуты грабителями водители женского пола. Мы их называем парашютистками.
Конечно, «Тойота» представлена и серьезными внедорожниками, популярными за границей у владельцев, которым требуется сверхпроходимость. Но только в России менталитет состоятельных людей таков, что они на «Круизерах» мечутся по пробкам. Мы не против: неплохая статья доходов. Но о джипах речь пойдет позже.
С «Тойотой» в общих чертах все. До следующих иномарок.
«Угнать за 60 секунд»
Мы готовы исполнить любой каприз клиента. Угоняем, конечно, и под заказ. Некоторые петербуржцы не могут себе позволить оплатить полную стоимость, но очень хотят покрасоваться. В том числе и на «Тойоте». Мы часами рыскаем по городу в пробках, анализируя случайно попавшуюся нужную жертву. Ведь модификаций много (например, двигатели 1,4 и 1,6, нужный цвет, чтобы не перекрашивать) и иногда по виду не поймешь, тот ли это объект. Порой приходится помучиться методом тыка: зацепил взглядом, но надо пробить VIN по компьютеру ГИБДД, так как есть характеристики невидимые (как то лошадиные силы).
Выполнение заказа начинается с получения информации о машине, которой не грозит восстановление после ДТП. Особенные времена - это весна и начало гололеда, так называемые дни кузовщика. Цена перевертыша - максимум несколько (точно не скажу, чтобы не демпинговали) тысяч долларов на запчасти. Самое ценное в таком случае – документы. На нас рано или поздно выйдут. Информацию получаем от эвакуаторов, сотрудников ГИБДД. Также сами члены ДПС сводят потерпевших с нами, близкое окружение горе-владельца разносит молву. В результате диалога мы покупаем документы - от двух до трех тысяч долларов. А вместо ДТП оформляем угон. Сами понимаете, будешь иметь сто друзей - будешь иметь сто рублей. Да, ради объективности надо заметить, что документами вовсю торгуют сотрудники СБ страховых фирм, они же - бывшие оперативники уголовного розыска.
Ценообразование не шокирующее: дергаем за пять тысяч, документы обходятся максимум в три, плюс работа по приведению левой автомашины в регистрационную кондицию. В Питере «золотых рук» маловато, поэтому приезжают заморские мастера из Прибалтики на перебивку. Им полагаются приличные командировочные. Так что если «Королла» стоит под 20 тысяч, то обойдется она вам в 12 плюс этические издержки.
Заказывают машины вовсе не преступники, а в основном представители среднего бизнеса, даже офисный планктон.
Если нас попросят по-соседски, то мы можем и вернуть. Не более чем за полцены. Возвраты – это эпопея особого порядка. О ней будем говорить подробно и отдельно.
Справка ТС
Автомобили класса «А» отличаются предельно малыми габаритами: длина – не более 3600, ширина – не более 1520. Тип кузова – трехдверный (крайне редко - пятидверный хэтчбек). Динамические и ходовые качества весьма посредственные. Техническое обслуживание и сервис не дешевле, чем для автомобилей более высокого класса. Основное достоинство – малые габариты. Комфортен для двух человек и небольшого багажа.
Представителям класса «А» мы будем уделять внимание, так как, например, даже «Мерседес» представлен в этом секторе.
Алексей Угонник,
полностью материал читайте в газете «Ваш тайный советник» от 14 января 2007 года.
Статистика угонов автомашин в новогодние праздники
Модель машины | количество угнанных с 01.01 по 10.01.08 |
Mitsubishi | 10 |
Skoda | 1 |
Kia | 4 |
Volkswagen | 11 |
ГАЗ | 13 |
Dodge | 4 |
Lexus | 2 |
Ford | 6 |
ВАЗ | 60 |
Toyota | 8 |
Mersedez-Benz | 8 |
Audi | 4 |
Mazda | 3 |
Saturn | 1 |
Seat | 1 |
BMW | 6 |
Nissan | 5 |
Honda | 4 |
Hyundai | 3 |
Freightliner | 2 |
Suzuki | 4 |
Volvo | 1 |
Porshe | 1 |
Opel | 1 |
Chrysler | 2 |
Москвич | 1 |
Subaru | 2 |