Федеральная служба охраны официально разрешила пользоваться любительской фото- и видеотехникой на Красной площади, в Александровском саду и на территории Кремля. До сих пор формально любая съемка (даже «мыльницей») на этих территориях могла проводиться только с письменного согласия комендатуры Московского Кремля. Минюст 6 февраля зарегистрировал поправки, вносимые в действующие более семи лет Правила посещения Московского Кремля. Они были подписаны директором Федеральной службы охраны Евгением Муровым.
Согласно этим правилам, утвержденным в 2001 году, кино-, фото- и видеосъемочные работы на территориях Московского Кремля, некрополя, в Мавзолее В.И. Ленина, на территориях Красной площади и Александровского сада проводятся с согласия Комендатуры. Понятие «работы» не разъяснялось, что позволяло при желании запретить использование любого фотоаппарата или видеокамеры.
Внесенные поправки уточняют, что не требуется разрешения на съемочные работы с использованием кино- и видеокамер длиной менее 25 сантиметров или фотоаппаратов, высота корпуса которых меньше 14 сантиметров. Без дополнительных хлопот можно пользоваться и более громоздкими фотокамерами, оснащенными сменными объективами с диаметром внешнего оптического элемента менее 70 миллиметров. Однако согласование в любом случае потребуется для съемок внутри охраняемых зон, зданий, строений и сооружений, а также если работы связаны с созданием продукции средств массовой информации и иных тиражируемых кино-, фото- и видеоматериалов.
Регламентирован порядок выдачи разрешений: заявки подаются в Службу коменданта Московского Кремля ФСО не позднее чем за десять суток с указанием места, целей и порядка проведения съемочных работ, списка участников (с паспортными данными и пр.) и с приложением сценария. Однако в каких случаях комендатура вправе запретить или должна разрешать проведение фотосессий, не установлено.
В итоге туристам разрешили пользоваться малогабаритными камерами, а журналистам – нет. Любая телекомпания обязана будет предварительно согласовать с Федеральной службой охраны, что и зачем она собирается снимать на Красной площади или в Александровском саду.
Не ясно, правда, как «чекисты» смогут отследить использование снятых фотокорреспондентами материалов, и что грозит изданиям за публикацию снимков, например, расположенных у Кремлевской стены монументов генсеков КПСС или Могилы неизвестного солдата. Согласно тем же правилам, лица, нарушающие порядок, могут быть удалены сотрудниками Комендатуры с территорий Московского Кремля и некрополя, а при наличии к тому оснований – задержаны и доставлены в органы внутренних дел. Но если фотокорреспондент не показывал удостоверений и пользовался небольшой камерой, то его на законных основаниях, очевидно, нельзя считать нарушителем. А публикация снимков не влечет даже административной ответственности.