Петербургский градсовет раскритиковал проекты двух новостроек на набережной Большой Невки. Архитекторы назвали современные концепты зданий “игрой ума”, которая не имеет ничего общего с градостроительными нормами центра Петербурга. Архитекторы же Евгений Подгорнов и соавтор проекта “Невской ратуши” Сергей Чобан, похоже, остались при своем мнении – набережные надо оживлять новыми современными зданиями, тем более, что есть прецедент – печально известный Монблан.
Здания из представленных проектов Чобана и Подгорнова географически расположатся друг напротив друга: один - на Петроградской набережной, 24, другой – на Пироговской набережной, 7. По замыслу архитекторов, они должны привнести в ансамбль новизну и столичный лоск. Оба они спроектированы с использованием новейших тенденций в строительстве – с двойными сложными фасадами и атриумами внутри.
Здание на Петроградской набережной – будущий бизнес-центр, который рядом с 10-этажной высоткой ГСК собирается строить “Первая мебельная фабрика”. Инвестор намерен вложить в проект около 10 миллионов долларов. Общая площадь центра, по словам бизнесменов, составит 12 тысяч квадратных метров. Собственно офисные помещения займут 8,7 тысячи кв. метров. В цокольном этаже планируют разместить так называемую “интеллектуальную” парковку на 100 мест.
Как заявил архитектор проекта Евгений Подгорнов, его эскиз – это способ создать “веселое” здание, которое внешне напоминает знаменитый Танцующий дом в Праге. Градсовету “веселый” дом показался еще и смелым решением архитектора, который попытался вписать в проект историческую застройку. Новый дом на эскизе нависает над существующим на участке двухэтажным зданием XIX века. По словам архитектора, это дом бывшего завода Нобеля, который КГИОП после тщательного обследования все же разрешил снести, правда, с требованием восстановить фасадную стену. Такое решение КГИОП поддержал и глава КГА Александр Викторов: “На набережной нельзя оставлять этот фанерный на болтах с гнилыми перекрытиями. Может раньше там что-то и было, но теперь он дисгармонирует с решением набережной”.
Сомнения у членов градсовета, однако, вызвало и то, впишется ли новый бизнес-центр “по Подгорнову” в ансамбль Петроградки. Архитекторы предложили коллеге “снизить” верхний уровень здания с 39,1 метра до приемлемых 28-33. Кроме того, посоветовали сделать фасад здания более “спокойным” - без архитектурных излишеств в виде стеклянной встройки. В итоге же отметили, что, скорее всего, эскиз – не ошибка автора, а ошибка заказчика, который хочет получить от здания наибольшую прибыль. “Что ж, проект можно доработать! Сделаем вместо интересного здания обычную серую коробку с окнами и на Градсовете это пройдет”, - прокомментировал “Фонтанке” после заседания рассерженный архитектор.
Возможно, он бы сменил гнев на милость, если бы слышал, как члены Градсовета “разнесли” проект его коллеги Сергея Чобана. Он представлял дизайн-отель, который в скором времени может расположиться рядом с Монбланом на месте утраченного Мариинского павильона, входящего в комплекс зданий больницы Общины сестер милосердия Святого Георгия. Заказчиком проекта выступила компания “Ремстройинтур” (дочерняя структура “Балтик Трэвэл Компани”). На участке около 1 тысячи квадратных метров компания планирует возвести отель на 150 номеров. Кроме того, проект предполагает реконструкцию одного из существующих корпусов больницы под вестибюль гостиницы. Для этого к зданию пристроят, если разрешит КГИОП, два мансардных этажа. Высота главного корпуса, по плану Чобана, должна составить 40-42 метра. На верхнем этаже будет расположен президентский люкс.
Проект дизайн-отеля удивил градсовет сразу двумя прецедентными для Петербурга решениями. Во-первых, нарекания вызвало то, что заказчик предусматривает строительство минимального паркинга всего на 21 место. Такое решение проектировщик объяснил тем, что номера в отеле будут резервировать исключительно бизнесмены, которые приезжают в Петербург по делам без собственных автомобилей. Во-вторых, совету не понравилось, что здание отеля стоит к набережной торцом, а не фасадом, как все остальные здания. На что, кстати, Чобан совершенно справедливо заметил, что здание его такой формы, что вообще трудно понять, где фасад, а где торец.
“Чем больше я всматриваюсь в этот проект, тем больше мне нравится предыдущий, - заявил присутствовавший на Градсовете представитель ОАО “Ленниипроект” Михаил Сарри. - В проекте Чобана все рассыпается. Прежде всего рушится Генплан, так как высота здания противоречит нормам для этого района. Кроме того, само здание мне напоминает наглядную агитацию в кабинете гастроэнтеролога”. Какой именно орган пищеварительной системы ему напоминает здание, Сарри, правда, уточнять не стал. Однако дал повод для размышлений для коллег по совету.
“Мы окончательно испортили это место, - заявил архитектор Юрий Курбатов, - это здание – явное выражение амбиций архитектора. Я, может быть, хотел бы видеть это здание, но только не в центре Петербурга”. Чиновники в пылу спора даже признали, что строительство совсем рядом высотки Монблана – это полностью их вина, дескать, не досмотрели. Однако, чтобы уберечься от подобных ошибок, архитекторы решили в таком виде проект не согласовывать.
Не убедили Градсовет и защитники проекта, которые уверяли, что “скошенная креативная” форма отеля уравновесит шпиль Монблана, и он не будет так нелепо выситься на фоне более “низкорослой” застройки набережной. Как отметил Александр Викторов, Чобан выбрал сложное место для проекта. “Здесь нужно соблюсти приоритет существующего градостроительного решения”, - заявил Викторов и, чтобы хоть как-то смягчить уязвленное советом самолюбие Чобана, добавил: “Я бы вам посоветовал отойти от требований заказчика и представить свой проект, пусть менее масштабный, но более петербургский”.
К слову, хотя оба проекта не одобрены Градсоветом и не получили необходимых согласований, они все же могут быть реализованы с некоторыми корректировками. Земля, на которой будут возводиться новостройки, сдана в аренду, таким образом только инвестору решать, что в конечном итоге появится на берегах Большой Невки.
Маша Могилевская,
Фонтанка.ру
Поделиться
Поделиться