Принудительная эвакуация автотранспорта, оказывается, бывает незаконной. Подтверждение этому нашлось в одном из иркутских судов — водитель смог отстоять свои права и отсудить у ГИБДД 5000 рублей за моральный ущерб. Петербургская Фемида от своей сибирской коллеги пока отстаёт. Один из последних случаев может послужить причиной возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника ГИБДД.
Принудительная эвакуация автотранспорта в России, оказывается, бывает незаконной. Подтверждение этому нашлось в одном из иркутских судов — водитель смог отстоять свои права и отсудить у ГИБДД 5000 рублей за моральный ущерб. Петербургская Фемида от своей сибирской коллеги пока отстаёт. «Угоны» автомобилей в присутствии владельца продолжаются, а один из последних случаев может послужить причиной возбуждения уголовного дела в отношении сотрудника ГИБДД.
Житель Иркутска Алексей Лазуткин сумел отстоять в суде свою правоту - доказал, что его автомобиль был эвакуирован незаконно. Правда, у Алексея, юриста по образованию, было множество доводов для того, чтобы повлиять на положительное решение суда. Как сообщает газета «Известия», принудительная эвакуация была выполнена со многими нарушениями: протокол был составлен после того, как автомобиль был погружен на эвакуатор, при этом сотрудники иркутского ГИБДД неправильно указали в нём само нарушение, неверно квалифицировав его по статье КоАП РФ, сам знак запрета парковки не был виден из-за деревьев, а автомобиль на месте простоял меньше 5 минут, что не позволяет называть остановку автомобиля «постановкой на стоянку».
Вышеописанное дело разбиралось Кировским районным судом города Иркутска с сентября 2007 года по февраль 2008. За это время в Петербурге успела пошуметь в суде и прессе чета Дунаевых, а дела с принудительной эвакуацией начали приобретать уголовный оттенок. Так, 3 февраля этого года петербуржец Игорь Ильясов увидел свои «Жигули» 12-й модели на удаляющемся погрузчике и устроил за ним погоню. Дело в том, что в машине был заперт его 9-летний сын Саша. В течение некоторого времени Игорь гнался за эвакуатором по Коломяжскому проспекту, но безуспешно. Тогда автовладельцу пришлось позвонить в ГИБДД, выяснить где находится автомобиль и отправиться туда на такси. Только через час, после того, как был выплачен штраф (напомним, что сейчас плата за услуги штрафстоянки составляет 3854 рублей 70 копеек) и оформлены необходимые документы, Игорь снова смог увидеть Сашу.
Мальчик рассказал: когда машину начали поднимать, он испугался, что её угоняют, спрятался и около часа боялся подать признаки жизни. До сих пор он не может полностью оправиться от пережитого. Его отец не хочет оставлять это дело безнаказанным, он обратился с заявлением в правоохранительные органы, требуя возмещения морального ущерба от работавших инспекторов. По словам адвоката Владимира Гарнина, в заявлении Ильясов-старший написал о том, что из-за перегрева радиатора он остановил машину возле магазина и вышел, чтобы купить воды - охладить двигатель. По словам Игоря, он оставил включенным аварийный сигнал, что в конкретном случае являлось необходимой мерой — автомобиль действительно был неисправен.
11 февраля заявление было направлено в 34 отделение милиции. «Однако там его квалифицировали как иск против конкретного сотрудника ДПС и теперь предполагается, что будет возбуждаться уголовное дело по статье 286 (превышение служебных полномочий) УК РФ. Сделать это будет можно только после того, как ребёнок пройдёт экспертизу и будет выявлен факт нарушения психики из-за происшествия», - сообщил адвокат Ильясова Владимир Гарнин. Кроме того, по его словам, в протоколе фигурировали двое понятых — один из них, по предварительным данным, водитель эвакуатора, а второй — родственница одного из инспекторов, осуществлявших задержание автомобиля. Начальница 5-го отдела ГИБДД (отдела пропаганды) Татьяна Зыбина прокомментировала ситуацию так: «О действиях наших сотрудников я ничего сказать не могу и комментариев не даю, однако хочу сказать, что не надо бросать детей в неотапливаемых машинах неизвестно где и вопросов потом не будет».
Вечером 22 февраля другой петербуржец был вынужден «помахать вслед» эвакуатору. Виктор оставил свой автомобиль напротив здания Московского вокзала, возле отделения милиции, а, вернувшись, увидел, как его погружают на транспортировщик. При этом, по словам Виктора, никаких ограничений по стоянке в данном месте не было, а сотрудник ГИБДД до объяснений с владельцем автомобиля «опускаться» не стал — сказал, что уже поздно что-либо делать, все документы оформлены и переданы представителю организации, осуществляющей эвакуацию автомобиля. После этого «девятка» Виктора отправилась на штрафстоянку, а владелец с заявлением - к юристам - доказывать право на возврат машины в присутствии законного владельца. Хотя, сразу скажем, положение его практически безнадежно — по действующим в Петербурге правилам, после передачи машины сотруднику службы эвакуации уже ничего не поделать.
А утром 26 февраля несколько жителей дома № 128 по улице Школьной не обнаружили своих машин под собственными окнами. Как объяснил один из пострадавших Дмитрий Миронов, сейчас неподалёку от их дома началось строительство большого паркинга, из-за чего закрыли единственную в районе платную стоянку. Раньше все машины оставляли на ней, а сейчас просто вынуждены ставить их под окнами. «Как мне стало известно, утром по Школьной проезжал эвакуаторщик, который увидел неправильно припаркованные машины и позвонил в ГИБДД. Оттуда приехали инспекторы, по-быстрому составили протоколы и отправили всё на штрафстоянку, - сообщил Миронов, - при этом сами ДПС-ники этого факта не отрицают. А «легковушки», насколько я слышал, убирают в том случае, если они действительно создают проблемы с проездом. В конкретном случае все 4 автомобиля никому, кроме водителя транспортировщика, не мешали».
Директор «Ассоциации спецплощадок» (именно они занимаются принудительной эвакуацией) Борис Вьюшкин рассказал, что, скорее всего, в ГИБДД позвонил не водитель транспортировщика, а «доброжелатели»-соседи, которым не понравились машины под окнами. «У нас случаи бывают, когда жители жалуются на владельцев автомобилей непосредственно нам, минуя ГИБДД. Однако хочу отметить, что мы задержанием автомобилей не занимаемся, мы только эвакуируем. Задержанием занимаются только органы власти», - прокомментировал ситуацию Вьюшкин. По поводу «эвакуированного» ребенка он ничего сказать не смог, так как историю эту знает только понаслышке.
«Причём хочу отметить, что транспортировка автомобиля совершается в два этапа. Первый - задержание машины сотрудником ГИБДД и второй — транспортировка нашей структурой после передачи протоколов. Во время второго этапа, в соответствии с Гражданским кодексом РФ, владелец изъять автомобиль может только со спецстоянки. Такой позиции придерживается и Верховный суд России, и все подведомственные ему органы», - объяснил правила эвакуации директор «Ассоциации спецстоянок».
Ситуация должна измениться к 1 июля 2008 года, когда вступят в силу поправки в Административный кодекс РФ, касающиеся задержания транспортного средства и помещения его на спецстоянки. Водитель не будет оплачивать эвакуацию и первые сутки стоянки. Однако пока непонятно за чей счёт будет производиться эта эвакуация, ибо ни в федеральном, ни в городском бюджетах подобная статья расходов не заложена.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
За эвакуацию машины в присутствии хозяина — увольнение
На Антоненко "прописались" эвакуаторы
Предновогодние приключения на платформе эвакуатора