Принудительная эвакуация Петербургу необходима. Такого мнения придерживаются и сотрудники ГИБДД, и водители, и депутаты. С её помощью снижается аварийность на дорогах и повышается пропускная способность улиц Петербурга. Однако громкие дела последнего времени («дело о съеденном протоколе», потом «дело о похищении ребёнка эвакуатором»), связанные с навязыванием этой услуги, ставят под сомнение все ее плюсы.
Складывается впечатление, что эти истории должны заставить отменить эвакуацию как таковую, удивляются в ГИБДД. И называют виновных — журналистов. Меж тем никто из присутствовавших на круглом столе в Балтийском информационном агентстве не упомянул о том, сколько фактов сомнительной законности эвакуации происходит ежедневно на улицах мегаполиса, и какой доход — в случае отмены только в Петербурге существующих поборов в пользу фирм-эвакуаторщиков — последние потеряют.
Дело о наглом водителе
В начале года в Петербурге произошла анекдотическая ситуация, участниками которой стали водитель неправильно припаркованного автомобиля, эвакуаторщик и сотрудники милиции. В час пик на одной из самых «пробочных» магистралей Приморского района сотрудники ГИБДД обнаружили автомобиль-нарушитель, мешающий проезду. Протокол составлен, вызван эвакуатор, машину погрузили, документы передали, транспортировщик поехал. Но через несколько десятков метров на проезжую часть выскочил владелец машины.
«Водитель запрыгнул на подножку грузовика, постучал документами в окошко и потребовал возврата автомобиля на месте», - рассказал начальник отдела УГИБДД по Приморскому району Александр Кузнецов. Причём, по его словам, мотивация была примерно такая: «Я застал машину на месте, готов выплатить штраф, но по закону ты должен мне её сейчас отдать». Когда эвакуаторщик ответил отказом, разгневанный хозяин перелез на площадку двигавшегося транспортировщика, открыл дверь своего автомобиля, залез внутрь и завёл его.
После этого он начал сдавать назад, чтобы самостоятельно съехать с площадки. Когда же водителю это не удалось, опять вылез, самостоятельно убрал все крепления и всё-таки съехал на проезжую часть.
«Когда водитель остановившегося эвакуатора подошёл к «сбежавшей» машине, владелец заблокировал окна и двери, достал газетку и демонстративно начал её читать. Водителю транспортировщика пришлось вызвать милицию. Однако и на требования представителей власти товарищ никак не отреагировал, хотя по закону обязан предъявить водительское удостоверение и документы на автомобиль», - рассказал Кузнецов.
«Выкурить» владельца из машины удалось только спустя 40 минут. Машина отправилась обратно на стоянку, а её владелец стал доказывать, что в присутствии водителя никто не имеет права забирать автомобиль.
«Самое страшное и смешное в этой истории то, что недавно от него поступила жалоба на сотрудников ГИБДД, которые якобы незаконно эвакуировали автомобиль», - резюмировал начальник УГИБДД Приморского района.
Во всём виновата пресса
По словам Кузнецова, вся эта история произошла только по причине широкого освещения в прессе так называемого «дела о съеденном протоколе» и пиара ещё одного громкого дела - «о похищенном эвакуатором ребёнке».
«Причём чего только не услышишь, не прочитаешь. После того, как мировой судья признал в деле Дунаевых обе стороны невиновными, я по телевизору услышал, что, оказывается, хозяева машины суд-то выиграли! На самом деле уже 5 декабря Приморский районный суд постановление судьи отменил, и оба члена семьи были признаны виновными в совершении административного правонарушения», - сообщил Кузнецов и предъявил постановление суда.
То, что история с эвакуацией машины с ребенком получила огласку только спустя несколько недель, адвокат Ильясова Владимир Гарнин объясняет тем, что к нему обращение поступило только 10 февраля, а заявление было написано ещё несколькими днями позже.
«Уже после того, как был предъявлен иск, эта информация просочилась в СМИ», - объяснил адвокат.
По словам начальника 2 отдела УГИБДД Алексея Сумина, в настоящий момент проверка по данному факту практически полностью закончена. Осталось только допросить самого Ильясова и материалы можно смело передавать в следственный комитет при прокуратуре.
Всё делается в целях обеспечения безопасности
В законодательстве представители силовых структур Петербурга окончательно разобрались. Постановление прокуратуры о том, что в присутствии владельца эвакуация невозможна, было опротестовано. Теперь официально существует два понятия - «задержание» и «транспортировка». Если водитель вернулся к автомобилю в момент оформления протокола и он в состоянии сам устранить причину задержания, ему выписывается штраф от 100 до 300 рублей и он спокойно может эксплуатировать свою машину дальше. Если же протокол уже передан представителю фирмы, осуществляющей транспортировку, то обратно автомобиль придётся забирать только со штрафстоянки, оплатив при этом эвакуацию и стоянку.
Ситуация должна измениться к 1 июля 2008 года, когда вступят в силу поправки в Административный кодекс РФ, касающиеся задержания транспортного средства и помещения его на спецстоянки. Водитель не будет оплачивать эвакуацию и первые сутки стоянки.
По мнению председателя городского автоклуба "А-24" Дениса Шубина, принудительная эвакуация учит водителя ездить и парковаться по правилам.
«А с 1 июля все это делать разучатся. Будут бросать автомобили где попало, улицы будут переполнены, и куда мы тогда доедем?» - посетовал он.
Против поправки в административный кодекс и Алексей Сумин.
«Фирмам, осуществляющим транспортировку и хранение автомобилей, деньги будут поступать из бюджета. А теперь представьте себе ситуацию: водители, которые ездят не нарушая, исправно отчисляют налоги в бюджет, будут оплачивать транспортировку машин тех владельцев автомобилей, которые им мешают спокойно дышать и ездить по дорогам. Я считаю, что это, по меньшей мере, несправедливо», - ратует за автолюбителей представитель ГИБДД.
Выход предложил депутат Законодательного собрания Петербурга Игорь Риммер. По его мнению, в России должен учитываться европейский опыт, когда сумма штрафа за неправильную парковку сравнима с сегодняшними поборами на спецстоянках.
«На Западе как? Прошёлся человек в погонах, под дворники всем квитанции сунул, а водитель потом их обязан оплатить. Надо, чтобы и у нас такая система заработала», - предложил депутат.
Однако, по мнению Александра Кузнецова такое возможно только в случае, если водителя приучить оплачивать все квитанции.
«Сейчас над этим успешно работает служба судебных приставов, не выпуская людей за границу. Я думаю, что через несколько лет менталитет российского человека изменится в правильную сторону и у нас будет меньше аварийных ситуаций на дорогах», - заключил начальник УГИБДД Приморского района.
Александр Фролов,
Фонтанка.ру
Ранее по теме:
Сила есть, а прав не надо
За эвакуацию машины в присутствии хозяина — увольнение
На Антоненко "прописались" эвакуаторы
Предновогодние приключения на платформе эвакуатора
Поделиться