Со стокгольмского аукциона Stockholm Auction House по просьбе Росохранкультуры сняты лоты с чертежами российских парусников середины XIX века. Предполагается, что документы были похищены из музея Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского в Петербурге в начале 90-х. Удивительно то, что первым о хищении исторических ценностей, по данным «Фонтанки», заявил не сам музей, а рядовой гражданин, увлекающийся морской историей и увидевший информацию о продаже в интернете.
В середине февраля питерский судомоделист-коллекционер Александр Гармашев «рыскал» в интернете. Пройдя по одной из ссылок, он попал на информацию о продаже на аукционе пяти графических листов (датированных 1830-1850 годами), на которых были изображены кормовая часть парусника "Императрица Александра", корма судна "Фершампенуазъ" и проект резного декора кормы корабля "Россия". Графика была объединена в два лота, каждый из которых стоил от 2 до 2,7 тысячи евро.
Буквально одновременно 16 февраля на нескольких интернет-форумах я и мои коллеги, которые также интересуются морской историей, нашли ссылки на лоты Стокгольмского антикварного аукциона, - рассказал корреспонденту «Фонтанки» Гармашев. - На продажу выставлялись так называемые «размывки» - подробные чертежи судов 1830-40 годов, выполненные акварелью. Стоимость раритетов оказалась заниженной в десятки раз, по сравнению с их исторической ценностью — стартовая цена была от 2100 до 2700 евро.
Дело в том, что историческая значимость и подлинность этих чертежей не оставила у исследователей никаких сомнений — размывки делались в единственном экземпляре для предоставления высшим должностным лицам. В первую очередь, императору. На документах нашлись и редкие подписи — резолюции строителей и архитекторов судов, а также номера архивации Российского Императорского государственного архива. Еще одна немаловажная деталь — акварели содержали подробное отображение элементов декора, в частности, 120-пушечного линкора «Россия», «украшения» на нем — по сути государственные отличительные знаки, в том числе и двуглавый орел. На другом эскизе — новации в судостроении — одними из первых корабельщики Империи использовали стальные связи.
С «Россией», по словам Александра Гармашева, связана история торжества стойкости моряков. Это не просто судно, названное в честь государства. В войне 1855-1956 годов линкор был флагманом флота при обороне Свеаборга. Он стал основой защиты крепости от англо-французской эскадры, пришедшей в Балтийское море во время Крымской кампании. Судно "Фершампенуазъ" было названо в честь битвы под одноименной деревенькой во время войны 1812 года.
Найти среди тех, кто когда-либо имел доступ к этим документам, людей, готовых помочь, Александру оказалось нелегко. Не все исследователи, некогда державшие бумаги в руках, согласились удостоверить то, что чертежи действительно принадлежали государству российскому. Из более чем 2 тысяч человек, видевших сообщения на интернет-форумах, только около десятка согласились довести дело до конца. К одному из них даже пришлось ехать в столицу: исследователь охотно предоставил ксерокопии своих записей 90-х годов, когда он работал с этими бумагами в архиве.
Кроме того, стремление историков и энтузиастов вернуть раритеты натолкнулось на абсолютное безразличие прокуратуры, которая ограничилась простыми отписками. Помогли только в ГУВД и Росохранкультуре.
Начальник «антикварного» отдела ГУВД Владислав Кириллов отметил, что правоохранительным органам предстоит установить, когда была совершена кража, так как аукционисты сняли лоты до предоставления доказательств их «криминального прошлого». Дело в том, что точных данных о том, что чертежи вынесли из музея Дзержинки именно в 1992 году (когда из музея были похищены порядка 30 предметов) нет. Если удастся доказать, что именно во время этой кражи были похищены и графические изображения кораблей, то возникает другая проблема. По действовавшему на тот момент уголовному кодексу, срок давности привлечения к ответственности за такое преступление составлял 10 лет и, соответственно, истек в 2002 году. Есть у «антикварщиков» предположение, что похитить музейные раритеты могли и во время пожара, который произошел в 1994 году как раз в том крыле, где находились чертежи. К этому моменту, согласно новому УК, срок давности увеличился до 15 лет.
К сожалению, помощи от музейщиков милиции ждать не стоит. Еще вчера один из ведущих военных музееведов в телеинтервью заявил, что чертежи находятся на месте, и на аукцион скорее всего выставлены копии. Примерно то же самое оперативникам сначала сказали и в самом музее училища имени Дзержинского, однако, уже через полчаса после первой встречи выяснилось, что чертежи пропали. Правда, когда и как, никто сказать не может. Свое незнание музейщики оправдывают отсутствием электронной базы экспонатов, профессиональной службы безопасности и малым количеством квалифицированных сотрудников. Короче, приходи, кто хочет, бери что под руку попадется.
По словам Александра Гармашова, только в начале 1990-х из архивов училища имени Дзержинского пропало не менее 30 раритетных документов, сколько бесследно исчезло в огне — вообще не известно. Спасти редкие бумаги, материалы и предметы, по его мнению, может только открытый доступ к ним исследователей. Материалы в таком случае будут изучены должным образом и вероятность того, что какие-то из них пропадут из поля зрения — значительно снизится. Печальная статистика потерь — тому подтверждение. Редкие модели судов 19 века были безвозвратно утрачены, когда их по незнанию отнесли в подвал во время ремонта в училище имени Фрунзе, где они и сгнили.
Чертежи судов, обнаруженных на Стокгольмском аукционе, продолжили список найденных ценностей - документа за подписью маршала Жукова, «всплывшего» в Нью-Йорке, и 11 наградных знаков, найденных в Лондоне.
«Антикварный» отдел направил заявление Гармашева в военную прокуратуру, в ведении которой находится училище имени Дзержинского. Бдительный историк от имени ГУВД получил благодарность.
Татьяна Востроилова,
Ксения Потеева,
Фонтанка.ру
Поделиться