Петербург оказался на пороге нового лекарственного кризиса. В городе подходят к концу запасы сопутствующих препаратов для операций под общим наркозом и реанимации тяжелых пациентов. В комздраве Петербурга говорят, что ситуация пока не критическая, но близка к таковой. Как стало известно «Фонтанке», накануне губернатор Петербурга Валентина Матвиенко обратилась к чиновникам Минздравсоцразвития с просьбой разобраться в ситуации с обеспечением Северной столицы этими лекарствами.
Первыми в набат забили московские анестезиологи. Уже больше месяца они твердят о том, что если в ближайшее время ситуация не изменится, делать операции - и плановые, и срочные, будет невозможно. Правда, речь идет не о медикаментах для наркоза, а о сопутствующих препаратах (более узкой группе), без которых, тем не менее, при проведении операций не обойтись. Как сообщили корреспонденту «Фонтанки» в пресс-службе комитета по здравоохранению, в городе на Неве в данный момент не хватает, прежде всего, атропина.
В то же время, петербургские чиновники от здравоохранения не спешат нагнетать панику. «Ситуация пока не критическая, - говорят они. - В медицинских учреждениях города еще остаются запасы препаратов, сопутствующих анестезии». В больницах города, например, в Мариинской, эту информацию подтверждают. Однако петербургские врачи не склонны преуменьшать опасность: недавно комитет по здравоохранению обратился к губернатору Петербурга с просьбой решить этот вопрос. Видимо, Валентина Матвиенко прониклась всей серьезностью ситуации и поспешила сделать все, от нее зависящее.
Специалисты утверждают: «тающие» лекарства должны присутствовать в любой больнице или машине «скорой помощи». Но Москве уже сейчас при проведении операций, требующих наркоза, анестезиологам приходится искать новые комбинации препаратов. Причем не всегда самые оптимальные, так что риск смертности пациентов возрастает в несколько раз.
Причины отсутствия препаратов в Москве и Петербурге называют разные. Так, в комитете по здравоохранению города на Неве корреспонденту «Фонтанки» сообщили, что единственный завод России - Дальхимфарм, производящий атропин, перестал выпускать медикамент. В первопрестольной же уверены – не все так просто. Тот же необходимый Петербургу атропин производят братья-украинцы, а поставлять в Россию лекарство они прекратили, якобы, по политическим мотивам. Импортные аналоги препарата пока не прошли регистрацию в России – процедура регистрации тяжела и дорога, а сами лекарства дешевы. Работать так просто невыгодно.
Справка:
Атропин применяют при язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, пилороспазме, холецистите, желчнокаменной болезни, при спазмах кишечника и мочевых путей, бронхиальной астме, для уменьшения секреции слюнных, желудочных и бронхиальных желез, при брадикардии, развившейся в результате повышения тонуса блуждающего нерва.
При болях, связанных со спазмами гладкой мускулатуры, атропин часто вводят вместе с анальгезирующими средствами (анальгин, промедол, морфин). В анестезиологической практике атропин применяют перед наркозом и операцией и во время операции для предупреждения бронхиоло- и ларингоспазма, ограничения секреции слюнных и бронхиальных желез и уменьшения других рефлекторных реакций и побочных явлений, связанных с возбуждением блуждающего нерва.
Применяют также атропин для рентгенологического исследования желудочно-кишечного тракта при необходимости уменьшить тонус и двигательную активность желудка и кишечника. В связи со способностью уменьшать секрецию потовых желез атропин употребляют иногда при повышенной потливости.
Атропин является эффективным антидотом при отравлениях холиномиметическими и антихолинэстеразными веществами, в том числе ФОС.
Татьяна Востроилова,
Мария Цыганкова,
Фонтанка.ру
Поделиться